Биография Андрея Дмитриевича Сахарова, академика, правозащитника и так далее, и прочее, описана и переписана много раз. Интересующиеся могут заглянуть в Википедию для получения сведений на скорую руку, причём вполне исчерпывающих. Поэтому автор здесь не ставит целью в очередной раз перечислять даты рождения, начала и окончания учёбы, важнейших открытий и другие знаменательные вехи. Но, автор полагает, что читателям могут быть интересны некоторые моменты жизни Сахарова, ставшие автору известными из общения с людьми, лично знавшими академика-диссидента. Длинного изложения не будет, просто несколько заметок.
О том, как из Сахарова А.Д. пытаются сделать героя в школьных учебниках читайте здесь: "Учебник по обществознанию или по вранью?"
Арзамас-16
Для тех, кто не знает, под названием Арзамас-16 скрывается закрытый от посторонних наукоград в Нижегородской области, отстроенный на месте старинного селения Саров и монастыря - Саровской пустыни. Собственно говоря, сейчас город так и называется - Саров. А построен он был в связи с началом проекта по созданию в СССР ядерного оружия в 1946 году.
Надо сказать, что Арзамас-16, по словам людей живших и работавших там, отличался всеми преимуществами, которыми мог отличаться в Советском Союзе закрытый город: отсутствие дефицита товаров в магазинах, порядок и чистота на улицах, культурные и спортивные учреждения и многое другое. И здесь же трудился в составе коллектива учёных и Андрей Дмитриевич Сахаров. Как рассказывают, до 1960-х годов ничем особенным Сахаров А.Д. внешне не выделялся, представлялся довольно доброжелательным, но немного оторванным от реальной жизни человеком. Не знающий его лично вряд ли угадал бы в нём значительную фигуру. А вот в 1960-е Андрей Дмитриевич всё более стал меняться - стал, как говорят, временами довольно странным в своих поступках, появилось какое-то подростковое желание делать всё по своему, пусть даже неправильно. И чем дальше, тем всё меньше стала интересовать его наука. Но это всё мелочи, настоящая метаморфоза с ним началась после его второй женитьбы на другой диссидентке Елене Боннэр.
Горький, Щербинки
Диссидентская деятельность Сахарова не прошла для него даром: в 1980 году власти вынуждены были переселить мятежного академика из Арзамаса-16 в город Горький (ныне Нижний Новгород), то есть в областной центр. В Горький тогда не было возможности свободно приезжать иностранцам, хотя в полном смысле слова он и не был закрытым. Здесь ему была выделена квартира улучшенной планировки кирпичного дома в новом микрорайоне Щербинки в Приокском районе - так называемая нагорная часть города. В Нижнем Новгороде, расположенном по обоим берегам р. Оки, впадающей в Волгу, нагорная часть, в отличие от заречной, считается наилучшей и наиболее престижной. И транспортная развязка здесь была всегда наиболее удобной: по прямой по проспекту Гагарина можно доехать до самого центра города - площади Горького. Потом всё это житьё Сахарова А.Д. в г. Горьком громко назовут ссылкой и даже заточением.
Сахаров А.Д. в своей квартире действительно жил под охраной сотрудников Приокского РУВД, но охрана ему больше всего требовалась от недоброжелательно настроенных сограждан и от собственной супруги, хотя, судя по всему, Андрей Дмитриевич этого и не осознавал. Автору статьи пришлось проходить в молодые годы обучение в Учебном центре ГУВД Нижегородской области, расположенном как раз в Приокском районе. И преподавателями в Учебном центре работали в основном бывшие сотрудники УВД всё того же Приокского района. Надо сказать, что по их воспоминаниям в Сахарове жили как будто два человека: один вполне адекватный и даже вызывающий к себе симпатии - это Сахаров в отсутствие своей второй жены Елены Боннэр; второй - человек, совершающий поступки более подходящие для сумасшедшего, чем для нормального человека - это Сахаров в присутствии той самой Боннэр. Больше всего у читателей СМИ и книг про те времена на слуху голодовки, устраиваемые Сахаровым, поводом для них всякий раз были личные проблемы либо самой Боннэр, либо её ближайших родственников. Про своих детей Сахаров как-то позабыл. Как рассказывали, в одну из голодовок (которые были чрезвычайно вредны для его здоровья) Андрей Сахаров попал в больницу, а Боннэр куда-то уехала и надолго. Сотрудники уговорили Сахарова начать принимать пищу и с его согласия поехали к нему в квартиру чтобы взять, извините за подробности, его съёмные зубные протезы. Но вернувшаяся Боннэр их спрятала на кухне в ёмкость с мукой, так как по её словам "он должен продолжать голодовку". Когда ей возразили, что её муж может скончаться, она хладнокровно пояснила, что значит так нужно для дела. Вот такая "любовь до гроба"!
И традиционное: заходите, читайте, смотрите, если понравилось, ставьте like, подписывайтесь на канал.