Найти тему
Еще Тот Историк

Почему в 1092 году в Полоцке не стоило выходить из дома?

В ранний период древнерусской истории (до XIII в.) эпидемии попадали на страницы русских летописей нечасто, а объяснения им давались еще реже.

Пожалуй, заслуживает внимания лишь один случай, происшедший в 1092 г. в Полоцке. Случай этот описан в Лаврентьевской летописи так: «Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении: ночью стоял топот, что-то стонало, рыскали бесы по улице, словно люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал бесами и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. Затем начали и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его области. Потому люди и говорили, что это мертвецы бьют полочан… В те же времена многие люди умирали от различных недугов, так что говорили продающие гробы, что “продали мы гробов от Филиппова дня до мясопуста семь тысяч”. Это случилось за грехи наши, так как умножились грехи наши и неправды. Это навел на нас Бог, веля нам покаяться и воздерживаться от греха, и от зависти, и от прочих злых дел дьявольских». В этом случае эпидемия объяснялась происками бесов. Однако в представлении летописца бесы действовали по Божьему повелению – в их задачу входило наставление согрешивших жителей Полоцка, приведение их к праведной жизни. Редкий случай, когда представители черных сил «работали» по заказу Господа!

Так начало Полоцкой эпидемии изображалось в Радзивилловской летописи (список XV в.). Страшно, но терпимо.
Так начало Полоцкой эпидемии изображалось в Радзивилловской летописи (список XV в.). Страшно, но терпимо.

Население же Полоцка полагало, что это духи «чужих» мертвых (они назывались «навьи») мстят им за что-то. Любопытное сочетание христианских и языческих представлений о жизни и смерти, согласитесь?

Интересно и то, что люди в Полоцке умирали «от различных недугов». Не было одних и тех же симптомов, но при этом смерть этих людей связывалась именно с бесовским мором.

Также летописец, сам того не ведая, отметил, что эпидемия пошла по нарастающей. Сначала люди умирали лишь по ночам, однако потом число умерших стало увеличиваться, люди стали умирать и в дневное время.

Поражает и количество умерших – за три неполных месяца в Полоцке и окрестностях умерло более 7000 жителей! Учитывая, что количество полочан в те годы, видимо, было не столь большим, такая цифра выглядит очень внушительно.

А вот тут бесы уже с мечами и на конях. Это явно вызывает вопросы у жителей Полоцка. Один из них, с мечом, явно спрашивает другого: "Я, что, должен вот этих убивать?"  Кажется, что оба полочанина не уверены, что тут что-то можно сделать.
А вот тут бесы уже с мечами и на конях. Это явно вызывает вопросы у жителей Полоцка. Один из них, с мечом, явно спрашивает другого: "Я, что, должен вот этих убивать?" Кажется, что оба полочанина не уверены, что тут что-то можно сделать.

Возможно, эта эпидемия стала следствием природных явлений. Лаврентьевская летопись описывает засуху, лесные пожары и неурожай, случившиеся летом и осенью того года. Все это неизбежно сказывается на состоянии здоровья людей.

И, конечно же, в описании этой эпидемии особенный интерес вызывает утверждение летописца, что погибали только те, кто выходил из дома (нарушая негласный карантин). А, говорят, что прошлое остается в прошлом… Берегите себя!