Найти в Дзене
История и культура Евразии

Куманы,половцы и кипчаки - один народ? Или разные?

Оглавление

С конца 19 века в историческом самосознании научного сообщества сложилось мнение, что различные племена, объединенные кипчаками это по сути единокровные братья. Хотя имеются фактические данные, что они происходят не только из разных ветвей тюрков, но и из других рас - от европеоидных до чисто монголоидных.

Мнение это сложилось вследствие некритического прочтения работ русского историка П.В.Голубовского, который первым исследовал население степной части Украины в своей работе «Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южнорусских степей IX—XIII вв.» (1884 год).

Пётр Васи́льевич Голубо́вский (16 [28] июня 1857, Минусинск (ныне в Красноярском крае), Российская империя — 18 [31] марта 1907, Киев, Российская империя) — русский историк, ординарный профессор университета Св. Владимира по кафедре русской истории, доктор русской истории. Статский советник (1896).
Пётр Васи́льевич Голубо́вский (16 [28] июня 1857, Минусинск (ныне в Красноярском крае), Российская империя — 18 [31] марта 1907, Киев, Российская империя) — русский историк, ординарный профессор университета Св. Владимира по кафедре русской истории, доктор русской истории. Статский советник (1896).

Именно Голубовский вывел формулу, что «кумане–кипчаки–половцы есть один и тот же народ".

Подобное разночтение возникло по причине того, что изначально кипчаки входили в Кимакский союз.

-3

То есть небольшое в принципе племя "кыбчаков" (это даже не их собственный этноним) усилилось в указанном союзе и стало главным, присоединив к себе все разнородные племена Южной Сибири - от остатков саков до монголоидных уйгуров.

Между прочим именно в древнеуйгурском письменном памятнике Бильге-кагану (760 год) впервые встречается упоминание "кыбчаки" - Ю.А.Евстигнеев " КЫПЧАКИ/КУНЫ/ПОЛОВЦЫ/КУМАНЫ — ОДИН ЭТНОС ИЛИ ЧЕТЫРЕ?" http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-239-5/978-5-88431-239-5_10.pdf

Как сами себя называли кипчаки уже вряд ли установишь. Правда тюрки их называли сиры, а китайцы - сеяньто.

Поэтому у меня лично есть предположение, что река Сыр-Дарья являлась границей расселения кипчаков. Именно поэтому её и называли Сыр-Дарьей (в древности Яксарт). То есть рекой Сиров. По таджикски она таки и звучит - Сирдарё.

Именно после усиления кипчаков с 1030 года всю Великую Степь в арабских источниках стали называть Дешт-и-Кипчак. А народ "кибчаки" как отдельная этническая единица исчез из всех арабо-персидских хроник. Термин кипчаки присвоили всем кочевым племенам Дешт-и-Кипчака. И это стало основой кардинальной исторической ошибки, когда к кипчакам стали присоединять совершенно другие народы. Отличные не только по внешнему виду, но даже языку.

Хотя надо быть справедливым и например арабский ученый Ибн Халдун в 14 веке четко разделял племена Дешт-и-Кипчака и писал что они этнически не однородны.

Абу Зейд Абдуррахма́н ибн Мухаммад аль-Ха́драми, более известный как Ибн Хальду́н или Ибн Халду́н[3] (араб. ابن خلدون; 27 мая 1332, Тунис — 17 марта 1406, Каир; 732—808 гг. хиджры) — арабский мусульманский философ, историк, социальный мыслитель.
Абу Зейд Абдуррахма́н ибн Мухаммад аль-Ха́драми, более известный как Ибн Хальду́н или Ибн Халду́н[3] (араб. ابن خلدون; 27 мая 1332, Тунис — 17 марта 1406, Каир; 732—808 гг. хиджры) — арабский мусульманский философ, историк, социальный мыслитель.
Но мало кто умеет читать внимательно!

Поэтому те племена кочевников, которые обитали в древнерусских степях и в период Золотой Орды получили этноним кипчаки (из-за того, чо Золотая Орда объединила всю Великую Степь от Венгрии до Монголии) были совершенно не кипчаками, которые жили в современных казахских степях. Именно поэтому кипчаки Среднего жуза казахов являются настоящими аутентичными кипчаками - потомками сиров.

И автохтонами!

А племена Южной Руси - половцы и куманы (так они назывались в русских летописях) это огузские племена - сары, каи, басмылы, куны, ябаку. Они были вытеснены из Средней Азии своими же соплеменниками, которые приняли ислам и стали туркменами (то есть людьми истинной веры - имана). А будущие половцы не захотели отказываться от своей древней веры в Тенгри и не смогли сдержать экспансию более организованных мусульман.

Начиная с 10 века эти племена постепенно откатывались из Средней Азии в древнерусские степи, где оседали и становились пограничной стражей у киевских и черниговских князей.

Между прочим именно сары (желтые) дали самоназвание половцам. Скорее всего сары были индоевропейцами (возможно потомки уйсуней) которые отличались светлыми (пшеничного цвета) волосами и не раскосыми глазами. Это очень удивляло русичей, которые стали их поэтому называть половой (то есть пшеничная мякина). Удивляло русичей также то, что многие половцы были христианами несторианского толка.

Следует отметить, что казахские кипчаки в большинстве своем имеют монголоидные черты лица. Но есть отличие от других казахов - У кипчаков (особенно у женщин) часто встречается зеленые глаза и правильные черты лица европеоидного типа. Такие же как у представителей культуры "андроновцев". То есть казахские кипчаки скорее всего происходят из племен "андроновской культуры" Южной Сибири, сильно смешавшиеся с пришлыми монголоидами.
Андро́новская культу́ра (культу́рно-истори́ческая о́бщность) — общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал.
Андро́новская культу́ра (культу́рно-истори́ческая о́бщность) — общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что куманы, куны и сары (половцы) являются различными племенами (не обязательно тюркского происхождения), говорившими на огузском варианте древнетюрского языка. А казахские кипчаки вообще не имеют к ним даже близкого отношения ни по фенотипу, ни по языку (говорят на языке кипчакской группы), ни по совместной истории.

Эта коллизия становится понятной, если учесть что кипчаки, пришедшие с ногайцами в Среднюю Азию в 15 веке из Золотой Орды никак не смешивались с казахскими кипчаками. Они были отдельной этнической единицей, которая полностью смешалась с современными узбеками. И именно с этим связано противостояние кипчаков (пришлых) с аргынами (местных), приведшее к отделению казак-узбеков от Государства кочевых узбеков. Только после распада государства кочевых узбеков часть среднеазиатских кипчаков вошла в состав Старшего жуза в качестве субстрата различных родов, приняв этноним "кипчак".

Истинные же кичаки как жили в казахских степях, так и всегда жили. Не принимая участия во всех этих склоках. Они и вошли в казахский Средний жуз.

Моя статья по теме:

1. Кыпшаки - древняя боевая традиция Великой Степи