Обучение каратэ, как правило, начинается с так называемых «стоек». Занятие за занятием, неделю за неделей мы буквально стоим в «базовых стойках» - киба-дачи, дзэнкуцу-дачи, кокуцу-дачи. Стоим, отрабатывая удары, стоим, отрабатывая ката, стоим, стоим, стоим. Даже начиная двигаться, мы стремимся «встать в правильную стойку».
Я рассказывал уже историю про двух начинающих каратистов, которые решили подраться на улице, стоя в киба-дачи. Возможно, им кто-то сказал, что киба-дачи это очень устойчивая, очень «жёсткая» стойка. Помнится, один журналист когда-то даже написал про соревнования по каратэ, что один из победителей «стоял в победной стойке киДа-Бачи».
Когда-то давно я занимался дзюдо. Вернее, поначалу это было самбо, но в дзюдоги (форма для дзюдо). Арсенал – самбо, термины – самбо, команды – самбо. И стойки – самбо. Вообще, советское дзюдо отличалось от самбо только правилами соревнований, да еще наличием в дзюдо штанов. Естественно, поначалу и методики обучения в таком «дзюдо» ничем не отличались от методик, взятых из самбо. Основная цель – заработать зачетный балл, но чаще всё-таки победить «по очкам».
На самом деле, отличия более серьёзные и глубокие, это я понял только тогда, когда начал изучать классическое дзюдо. В самбо – более силовая борьба, комбинации, много борьбы в партере. В дзюдо – выведение из равновесия и один технически безукоризненный бросок. Есть и иные различия, особенно, если сравнивать советское самбо не со спортивным «олимпийским» дзюдо, а с классическим дзюдо – Нихон дэн Кодокан Дзюдо.
Но есть и общее. В частности – т.н. «стойки» и отношение к ним в самбо и дзюдо.
А.Харлампиев когда-то писал про стойки в самбо так: «Стойка самбиста должна быть устойчивой, подвижной и одновременно с этим удобной для защиты и нападения. Решающее значение в стойке имеет правильная постановка ног и положение туловища. Положение и перестановка ног обеспечивают крайне важное условие в борьбе — устойчивость и безопасность маневрирования по ковру.»
В классическом дзюдо стойки («дачи» - 立ち для нижней части тела, в основном для ног, и камаэ - 構え для верхней части тела, в основном для рук) это, по сути, часть приёма. Любая задержка в ходе приёма, в частности остановка «в стойке» разрушает «логику и гармонию» приёма и неминуемо приводит разрушению самого приёма и, как следствие, зачастую к поражению.
В школе я какое-то время занимался ушу. Занятия вёл наш учитель китайского языка, который заодно преподавал и физкультуру. Естественно, он относился к Тайцзи-цюань как к серьёзной древней традиции и пытался именно в этом качестве нам её передать. Китайские термины он подробно объяснял, а мы даже записывали их китайскими иероглифами. Когда мы занялись «формами» - Тао, для нас было совершенно очевидным, что нас обучают не «позициям», а способам (методам) передвижения.
Именно как «форма шага» переводится принятый в ушу термин «Бусин» (步形) или даже как «метод шага» - "Буфа" (步法), а иероглиф 步 в китайских описаниях переводится не как «стойка», а именно как «шаг».
Что это мы всё о всякой «китайщине» с «японщиной»? Мы ж точно знаем, что боксёр гораздо сильнее любого каратиста, что ему все эти «стойки» на фиг не нужны! Ой ли!? Если мы присмотримся к техничным боксёрам, к боксёрам-нокаутёрам, мы легко найдём все эти «шаги» и «стойки» из ушу или каратэ. Наверное, не даром с великим Али занимался Джун Ри, а с великим Стивенсоном тренировался Рауль Рисо.
Конечно, никто в боксе не передвигается в дзэнкуцу-дачи и не уходит от ударов в киба-дачи. Но в основе любого эффективного удара лежит правильная биомеханика. А она подразумевает (в том числе) и правильную последовательность работы мышц, и правильное положение тела в пространстве, и, следовательно, правильные передвижения.
Вернёмся к каратэ и так называемым «стойкам». Итак:
1. стойки - метод тренировки силы, гибкости и жёсткости (укоренённости и стабильности);
2. стойки - структурная основа техники;
3. изменение стоек (изменения «внутри стоек») - способ генерации силы;
4. стойки и изменение стоек - инструмент выбора дистанции и позиционирования;
5. правильные стойки обеспечивают гармоничную работу тела (если угодно - «правильную циркуляцию Ки (Ци) в теле»).
«Стойка» - мгновение создания максимально эффективной техники. Это десятые, а иногда и сотые доли секунды, когда тело идеально работает в рамках конкретной техники. Естественно, фиксация в этой позиции во время поединка приводит как минимум к потере подвижности. В то же время, отсутствие необходимой «идеальной» формы приводит к ослаблению техники. Как правило, эта «идеальная форма» формируется в момент максимальной скорости (ускорения) и за счет кратковременности этого момента может сложиться впечатление полного отсутствия движения. Вероятно, отсюда и ошибочное толкование динамичного движения как неподвижной «стойки». Китайцы часто говорят, что абсолютная скорость – это отсутствие движения.
Неправильное понимание разницы между "стойкой" и "перемещением" приводит к убийству техники, к убийству каратэ. Так происходит, например, в самом популярном базовом ударе каратэ - ои-цуки. Удар становится сильнейшим только тогда, когда формирование позиции дзэнкуцу-дачи происходит одновременно с окончанием удара. И этот же удар превращается в "памятник мёртворождённому удару", если сам удар наносится уже после постановки в стойку, как это делают многие и многие начинающие (и не очень) каратисты.
И вернемся к замечательной стойке киба-дачи. Это одна из наиболее устойчивых стоек. В ней мы отрабатываем большинство приемов базовой техники. Но "жить" эта позиция начинает только тогда, когда мы можем в ней передвигаться, когда мы можем её трансформировать в другие позиции. Вот тогда она обязательно станет "победной".
P.S. Хочу уточнить пару моментов.
Я не призываю начинающих отбросить тот этап тренировки, когда мы отрабатываем технику в базовых стойках. Даже наоборот - это необходимый этап, когда мы учимся правильно координировать базовые моменты. Естественно, не умея "стоять в стойке" мы вряд ли научимся "бить в движении".
И еще пара замечаний:
1. РЕЧЬ В СТАТЬЕ КОНЕЧНО ЖЕ НЕ ИДЁТ О ТАК НАЗЫВАЕМОМ "СПОРТИВНОМ КАРАТЕ". Оно меня вообще практически не интересует. Речь о том каратэ, целью которого является максимальная эффективность (принцип Иккэн Хисацу).
2. Каратэ - очень простая штука. В ней нет чудес, нет страшных секретных тайн. Всё базируется на простых и понятных принципах, которым нас пытаются научить еще в средней школе (да простят меня жертвы ЕГЭ!) Элементарное знание школьной программы по физике позволяет легко разобраться в любом движении, в любом ударе.
Успехов вам, коллеги!
Продолжение статьи "Памятник убитой технике - 2".
Читайте, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.
Добро пожаловать на сайт нашей школы каратэ "Московский Будокан" и Форум нашего сайта.
Объявляем набор в мини-группы для начинающих и продолжающих.