Найти тему
Умскул

ТОП-5 ошибок в сочинении ЕГЭ по русскому + примеры реальных сочинений ЕГЭ

Прошлая статья "Сочинение ЕГЭ по русскому: полное руководство. Пример идеального сочинения, план, типичные ошибки" получила отличный фидбэк, поэтому мы решили продолжить рассказывать о сочинении. Опытом делится преподаватель Александр Долгих, который в прошлом году подготовил 59 стобалльников по русскому языку в онлайн-школе Умскул. Передаем слово Александру!

1 ошибка – работать над сочинением в неправильной последовательности

Сценарий (план) сочинения выглядит таким образом:

1 абзац: вступление + проблема
2 абзац: комментарий (на абзацы не делить!)
3 абзац: авторская позиция (1 предложения достаточно)
4 абзац: собственная позиция
5 абзац: обоснование собственной позиции
6 абзац: заключение

Но так сочинение выглядит только для эксперта! Пишем мы его в другой последовательности, чтобы не нарушать логику и правильно вести мысль.

Сочинение – это пазл. Мы работаем над ним комплексно. Мы же не можем собирать пазл снизу верх, двигаясь по линиям? То же самое с сочинением.

Как следует работать над сочинением: начинаем с проблемы – далее обозначаем авторскую позицию – иллюстрируем позицию в комментарии – формулируем собственную позицию обосновываем собственную позицию – пишем заключение.

Только потом это мы оформляем по сценарию.

Здесь есть курс по самоподготовке к сочинению, рассказываю обо всем подробнее: Подборка 43 бесплатных курсов ОГЭ и ЕГЭ (почти все предметы!)

2 ошибка - неправильное обозначение проблемы

2.1. Подмена понятий

Ученики и учителя часто подменяют понятия "тема" (о чем говорится в тексте), "идея" (главная мысль, в которой выражено авторское отношение) и "проблема" (один из основных вопросов, который требует ответа).

В сочинениях новых учеников я часто вижу проблему войны, материнства, добра и зла и так далее. Это не проблемы, это темы! Проблемой может быть влияние войны на личность человека.

2.2. Неумение формулировать проблему

"В тексте выдвигается проблема о значимости культуры для человека"

Звучит криво, согласитесь? Кстати, "выдвигается" шкаф, если он выдвижной :)

Намного лучше звучит: "А какую роль культура играет в жизни человека?" Поэтому я рекомендую формулировать проблему именно вопросом. И соблюдать нормы русского языка при её формулировании, но об этом позже.

2.3. Неоправданное расширение проблемы

Как связаны человек и природа? Может ли природа влиять на человека? Является ли природа важнейшим фактором нашего настроения? Именно проблемы влияния природы ставит автор.

Здесь ученик обозначил 4 проблемы. За такое можно потерять баллы по критерию логики и правильного определения проблемы.

Проблема – это вопрос, авторская позиция - ответ. На каждый вопрос должен быть ответ. 1 сочинение – 1 ответ. На 4 вопроса можно написать 4 сочинения. Не нужно расширять проблему, пишем четко одну формулировку.

3 ошибка - неправильное оформление комментария

3.1. Деление комментария на абзацы

Комментарий един. Мы не пишем 2 комментария, мы пишем 2 примера-иллюстрации. Комментарий – одна мысль, нелогично дробить её. Опишу случай: ученик делит комментарий на 2 абзаца, второй абзац начинает со слова "также", которое показывают продолжение мысли предыдущего абзаца, – эксперт на ЕГЭ засчитывает логическую ошибку. Потому что так делать неправильно.

3.2 Примеры-иллюстрации не соответствуют заявленной проблеме

"Свойкин подошел к конторке и подал выуженному господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки..."

Что иллюстрирует этот пример? Иллюстрирует ли что-то? Едва ли.

Осмысленный выбор цитаты из текста – залог успеха. Часто ученики приводят цитаты из разряда"лишь бы привести". Если для школьного учителя это ещё сойдет, то эксперт на экзамене не засчитает. И будет прав.

4 ошибка – не приводить обоснование собственной позиции

Нужно не только выразить свою позицию, но и обосновать её. Обращусь к словарю:

Обоснование – это приведение тех убедительных аргументов, или доводов, в силу которых следует принять к.-л. утверждение или концепцию.

Поэтому пустые размышления по теме не подойдут! Ваш жизненный опыт, с вероятностью 90%, тоже.

Чем можно обосновать свою позицию:

  1. Общеизвестный факт
  2. Цитаты великих людей
  3. Биография великих людей
  4. Фильмы
  5. Сериалы
  6. Но самое красивое – это аргумент из литературы!

5 ошибка – готовиться некомплексно

Готовиться только к сочинению – неправильный подход. Объясняю почему.

Смотрим критерии сочинения:

К7: Соблюдение орфографических норм
К8: Соблюдение пунктуационных норм
К9: Соблюдение грамматических норм
К10: Соблюдение речевых норм

Столько критериев и баллов начисляются за грамотность! Грамотность – это не только про решение 1 части. В 1 части мы применяем правила, исходя из тех ситуаций, которые нам даны. Во 2 части нам нужно все эти правила помнить, комплексно понять и перенести на пустой лист бумаги.

Я это понял 2 года назад и перестал проводить курсы только по сочинению. Можно научить выпускника писать по структуре, а он потом в сочинении напишет "илюстрация", "будующий", "с шестьсот рублями". Теперь готовлю учеников только комплексно. Результат: если 2 года назад у меня было 13 стобалльников, то в 2019 их стало 58.

На сладенькое делюсь реальными сочинениями с ЕГЭ 2019 года, оцененными экспертами на максимум. В них может быть не всё идеально, зато честно и на высший балл :)

Чтобы получать бесплатные уроки и другие авторские материалы для подготовки от онлайн-школы Умскул, подпишись на еженедельную базу знаний по русскому языку ВКонтакте.

Больше статей про подготовку к ЕГЭ по русскому языку по хэштегам: #Ум_егэ_русский #ум_сочинение #ум_егэ

Готовься к ЕГЭ, пока все отдыхают.

А мы делимся знаниями, которые сами по себе позволяют подготовиться на хорошие баллы и компенсируют репетиторов. В 2020 году ученики онлайн-школы Умскул набрали на 27,5 баллов больше, чем усредненный балл по России. Проводим бесплатные вебинары каждую неделю. Чтобы получить доступ к материалам, подпишитесь на бесплатную рассылку ОГЭ или ЕГЭ. Присоединяйтесь к нашему блогу и готовьтесь с лучшими!

В этом тебе помогут статьи:

-3