Мало кто из нас смотрел классику советского кинематографа "Броненосец "Потемкин" от кадра до кадра. Большинство помнят только сцену на Потемкинской лестнице, коляску с ребенком. Свое окончательное название, кстати, эта лестница получила именно после фильма Сергея Эйзенштейна. Сняв немой фильм о мятеже на броненосце "Потемкине", 27-летний режиссер проснулся знаменитым. Картина прочно вошла в классику мирового кинематографа, которую до сих пор изучают будущие режиссеры и операторы во всем мире.
На кого же повлиял 95-летний старик советского кинематографа? Кто признался, если бы не он, то не было б меня?
1. Альфред Хичкок - классик жанра ужасов - один из первых признался, что нагнетанию напряжения в своих работах он учился по "Броненосцу "Потемкину". Саспенс - нарастание тревоги у зрителя - прием, открытый Эйзенштейном в съемках массовых сцен. Эмоция ужаса заражает зрителя. Сегодня на этом приеме строится вся индустрия фильмов ужасов: чем меньше мы показываем чудовище, тем страшнее. В сцене убийства главной героини фильма "Психо" мы видим только детали, нож и лицо Мэрион Крэйн — все остальное додумываем сами.
И монтаж. "Это настоящее искусство создания идей", – скажет о знаменитом "эффекте Кулешова" Хичкок. Монтаж двух кадров, дающих третий смысл, впервые был применен Львом Кулешовым, а через год детально разработан и использован Сергеем Эйзенштейном в "Броненосце". Познакомившись с искусством монтажа в советской киноленте, Альфред Хичкок делает его ключевым элементом своего стиля.
"Какой ужас!" - воскликнул Хичкок, посмотрев несколько советских фильмов (советский анекдот).
2. Фрэнсис Форд Коппола ("Крестный отец", "Апокалипсис сегодня") однажды от скуки забрел в кино посмотреть "Броненосец "Потемкин". "Я был потрясен тем, что увидел. Это был черно-белый немой фильм, но иногда казалось, что с экрана слышны винтовочные залпы. Я понял в тот день, чем буду заниматься ". После этого в мире кинематографа родился великий режиссер.
Говорят, что Коппола в 1980 г. приехал на Московский кинофестиваль только потому, что ему пообещали подарить копию ленты.
3. Стэнли Кубрик ("Лолита", "Заводной апельсин", "Сияние", "С широко закрытыми глазами") в юности был впечатлен русским кинематографом. Всерьез он заинтересовался работами Сергея Эйзенштейна («Броненосец Потемкин») и Всеволода Пудовкина («Возвращение Василия Бортникова»). Критики утверждают, что влияние этих режиссеров во многом определило собственный стиль и художественные приемы Кубрика.
4. Луис Бунюэль - испанский режиссер, основоположник сюрреализма в кино - вспоминал: "Среди поразивших меня в те годы фильмов [когда я жил 1924-1927 года в Париже] невозможно забыть «Броненосец «Потёмкин». Выйдя после просмотра на улицу, <…> мы готовы были возводить баррикады. Вмешалась полиция. Долгие годы я повторял, что считаю этот фильм самым прекрасным в истории кино".
5. Стивен Спилберг ("Список Шиндлера") - знаменитый американский режиссер родился в США во многом благодаря бунту на броненосце "Потемкине". Его дедушка по материнской линии - Филип Познер - стал свидетелем восстания в Одессе, испугался и бежал в Америку.
Сам Стивен в своих работах активно использует приемы монтажа, открытые Сергеем Эйзенштейном. Очень любит тональный монтаж, который есть в каждом фильме. Например, в начале "Списка Шиндлера" есть кадры: камера движется вниз и затухающая свеча сменяется дымом паровоза. Вертикаль к вертикали, дым к дыму.
Спилберг считает, что особенность русского кино - мастерство показа малого, личного, на фоне огромного вокруг. "И просто интересно, как выстраивается этот баланс между интимным и сюрреалистическим, который есть, к примеру, в работах Эйзенштейна".
О влияние "Броненосца "Потемкина" на современного бразильского режиссера тут
Всем спасибо за прочтение. Лайки и подписки приветствуются, от нас - благодарность и сердечки