Балто-славянская языковая общность каким-то таинственным образом оказалась в лингвистическом родстве с некими тохарами, след которых давно растворился в реке истории. Удивительно здесь только то, что расстояние между этими двумя общностями более 5000 километров.
Последняя обитель тохаров – это Таримская впадина Синцзянь-Уйгурского района Китая в Центральной Азии. Как они оказались там, где находит их история? Как их язык вошел в родственные отношения к балто-славянам. Но ничего случайного в мире быть не может. Каким-то даже не удивительным образом кто-то из этой пары прибрёл к балтийским славянам. Либо, может, это балто-славяне прибрели в Китай? А на каком основании? Родство, что ли? Ниже я покажу еще и поразительные топонимические связи этих таких далеких, казалось бы, этносов.
Прежде посмотрим на антропологию тохар. И выясним, что их связывает с шелком, со знаменитым шелковым путем.
Имя тохаров громко прозвучало, когда на Великом шелковом пути в оазисе Луолань в пустыне Такла-Макан была обнаружена таримская мумия принцессы из Лоуланя. Возраст ее датировали в 3800 лет назад. Женщина имела рост 5 футов 2 дюйма, умершая в возрасте 40 лет, обладала чертами, характерными для представителей европеоидной расы (выступающая переносица, высокие скулы, светло-каштановые волосы, собранные и спрятанные под войлочный головной убор).
Там обнаружили 7 мумий. Выяснилось, что все они принадлежали к северному разделу европеоидной расы. Эта область была известна, как область обитания серов, связанных с производством и продажей так называемого китайского шелка. Известно, что в свое время цейлонские послы описывали серов как рослых, рыжеволосых и голубоглазых людей. Так что, если тохары и являлись производителями и продавцами шелка, то это были не китайцы. Хотя спроси сегодня любого, он тут же свяжет шелк с Китаем. Такова сила навязанных предубеждений. И никакие находки прекрасных голубоглазых принцесс в центральной Азии повлиять на эти знания, скорее всего, не в состоянии.
Так вот, в бассейне реки Тарим, в вотчине тохаров, располагалось царство серов. Это отмечал, по информации историка и археолога Л.С. Клейна, за 200 лет до н.э. греческий историк Птолемей. Он отличал царство серов от царства синов (китайское царство Цинь). Отсюда же шел на запад путь торговли шелком. Кто такие эти серы? О них упоминал во время своей поездки к моголам фламандский монах-францисканец и путешественник Гильом де Рубрук. В 1253 – 1255 годах по поручению французского короля Людовика IX совершил путешествие к монголам (моалам):
«Далее находится великая Катайя, жители которой, как я полагаю, в древности назывались серами (seres). Ибо от них прибывают самые лучшие шелковы ткани, называемык по-латыни по имени этого нарда serici, а народ называется серами от некоего их города» [Путешествие в Восточные страны». М. 1957 г.].
Что касается отмеченных лингвистических связей с индоевропейскими языками в Центральной и восточной Европе, то это не удивительно. Поскольку центром миграции тохар все-таки является Восточная Европа. И исходной археологической культурой восточных тохар, по мнению профессора Л.С. Клейна является Фатьяновская культура. [«Миграции тохаров в свете археологии…».СПб., 2007]. Восточных тохар при этом связывали с Афанасьевской археологической культурой (5000-3000 лет назад) в Южной Сибири.
Ряд исследователей полагали, что тохары – это была первая, скорее, самая ранняя миграционная волна от ареала индоевропейской прародины в восточном направлении. И случилось это, видимо, еще до более известных индо-иранских миграций. Результатом таких миграций, возможно, и стало образование тохарского царства серов в Таримском бассейне.
Что касается названия «тохары» - то оно внешнее, полагают, что греческое, но, видимо, близко к их самоназванию «атарии». Так полагал византийский писатель Георгий Пахимер 13 века. В этом этнониме в принципе просматривается имя ариев. Но любопытно и то, как их называли тибетцы – «тха-гар», что значит, «белоголовые». К тохарам может относиться и китайское наименование «та-та». Так они называли, ту их ветвь, которая мигрировала дальше на восток от Синцзяна к Орхону. И которых Марко Поло называл дадани, а европейцы моголами. Но Мэн-да бей-лу называл эту ветвь тохар «мэнгу». [«Полное описание монголо-татар». М. Наука. 1975].
В Восточном Туркестане были обнаружены тексты (500-800гг.) которые связывали тохаров Таримской долины с некими юэчжи. Да и в самом Синцзяне тохары также были известны как юэчжи. Ученый монах 5 века Кумараджива при переводе буддийских текстов на китайский слово тохар переводил на китайский юэчжи.
Это китайское наименование тохар интересно тем, что, как писал Ф. Гелльвалд [История культуры. СПб., 1990], юэчжи на старокитайском – это гет-ди. Другой ученый, Ю. Рерих, передавал юэчжи в старокитайской транскрипции как гети.
Не исключено, что именем юэчжи китайцы назвали какую-то часть хорошо известного в истории народа гетов. Но гетами, по сообщению византийца Феофилакта Симокатты (7 в.) в древности называли также склавенов. И в этом соответствии можно увидеть связь тохарского языка с балтославянской группой.
Также надо добавить, что часть исследователей связывают юэчжей со скифо-саксами. Другие, усматривают в них «этнополитическую неоднородность».
Отметим, что реальная власть вождей народа юэчжи (тохаров, R1a) и расселение их племен распространялось почти на всю Монголию, Джунгарию, Тянь-Шань, а также на Таримский бассейн и даже верховья реки Хуанхе. Об этом писал С.Г. Кляшторный [«Юэчжи и гунны»\\ Степные империи древней Евразии. СПб., 2005].
Отметим также, что все 7 мумий, обнаруженные в долине реки Тарим в Синцьзяне все показали гаплогруппу R1a. И вот на этом моменте нужно остановиться отдельно. Поскольку наличие этой гаплогруппы у голубоглазых, светловолосых серов частично на поставленный вопрос об их происхождении отвечает.
Однако, одеты эти мумии были в ткани, похожие на клетчатые шотландские. Тут же было заявлено, что это выходцы из Шотландии. Так пресса гипотезу открывших эти мумии археологов и растрезвонила. Хотя известно, что в Южной Сибири обнаружены древнейшие гаплогруппы R1a возрастом 20-22 тысяч лет назад. И велика вероятность, что указанный тип ткани, ставший впоследствии шотландской, был принесен в Европу из Сибири. Первооткрыватели таримских мумий предположили антропологическую близость их к носителям Афанасьевской культуры, временной интервал которой 5000-4500 лет назад. Но это означает, что обнаруженные там носители R1a значительно древнее тех, которые могли бы прийти из Европы 3800-2400 лет назад.
На данный момент эта альтернатива не разрешена. То ли это древние автохтонные R1a, предки которых в Европу не заходили, то ли это какая-то «ранняя» миграция из Европы порядка 6000 лет назад. и они прошли всю Евразию значительно раньше, чем «классические» арии. Вот мнение А. Клёсова на этот счет:
«Последнее, в принципе, не исключено, но пока нет достаточного количества фактов подтверждающих предположение о двух раздельных миграциях ариев через всю Евразию с разницей в полторы-две тысячи лет, то есть с прибытием на Алтай 5500 и 3500 л.н. Данные факты могли бы также перевернуть представления о том, кем были создатели цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро 5 тыс. л.н., и как там оказалась арийская свастика в те времена». [А. Клёсов, К. Пензев. «Арийские народы на просторах Евразии». 2015].
Дело в том, что конкретные гаплотипы этих мумий не известны, что по мнению А. Клёсова, затрудняет решение вопроса, когда они оказались там. Это были местные рода гаплогруппы R1a, обитавшие здесь еще 10000 лет назад, либо пришедшие из Европы примерно 4000 лет назад?
А теперь несколько слов о топонимике. В свое время, занимаясь поиском топонимов с корнем колп\келп на карте Евразии, я натолкнулся на интересное вовсе не китайское название города Келпин в Синцзян-Уйгурском районе Китая. Позже выяснил, что это территория Таримского бассейна, вотчина тохаров. Я бы оставил этот топоним без внимания, но на территории Афанасьевской, а позже Андроновской археологической культуры в раоне Минусинской впадины обнаружил топонимический уголок с гидронимами Колба. Колбинка, Колбино (15 названий озер и рек и 5 поселений) близкими по звучанию китайскому Кельпин. Близость этих двух регионов Таримского бассейна и Минусинской впадины, а также общность носителей гаплогруппы R1a позволяет предполагать их антропологическое и культурно единство на определенном этапе.
Конечно, похожесть в названиях может быть простым совпадением. Об этом первым делом хочется сказать. Но чего только не бывает в этом мире! В Польше, где также R1a, около 30-ти похожих названиий – Келпин. Также в Восточной Германии, где обитали носители шнуровой керамики с той же R1a, есть и Кюльпин, и Кёльпин, и Кольпиен и т.д. Я уж неговорю о европейской территории Руси. Впрочем, об этом я писал в статье в Дзен «Колпино – значит, Лебединое», а также «Удивительное совпадение русских названий рек и ДНК-генеалогии. Поздние арии стали ранними скифами», ссылка: zen.yandex.ru/id/5d1d9949ef033f00ae246c82
Подписывайтесь, делитесь в группах, комментируйте, ставьте "нравится".
Другие мои материалы можно увидеть по ссылке: zen.yandex.ru/id/5d1d9949ef033f00ae246c82