Найти тему

Под парусом по шхерам Ладожского озера

Шхеры Северного Приладожья

Всего в 150 километрах от Санкт-Петербурга начинаются места, рекреационная ценность которых, на мой взгляд, очень сильно недооценена. Это шхерный район Северо-Западной части Ладожского озера. Он заслуживает самого пристального внимания.

Швертбот Валаам заходит в бухту Хеполахти
Швертбот Валаам заходит в бухту Хеполахти

Нет, разумеется, это не секрет для яхтсменов, катамаранщиков, байдарочников, и других туристов-водников на протяжении десятилетий ежегодно прокладывающих свои маршруты через эти места. Но таких людей немного, а остальные... для остальных словосочетание "Ладожские шхеры" ничего не вызывает в душе, а кто живет подальше от СПб - так и вообще про Ладогу знает ничтожно мало. Крупнейший в Европе пресноводный водоем... Разве что воспетый классиками остров Валаам получил широкую известность.

А меж тем, даже избалованные подобными видами финские яхтсмены, которых мне как-то раз довелось провести по лучшим доступным для их двенадцатиметровой яхты заливам и бухтам, очень лестно отозвались о Ладоге в целом и о шхерах в особенности. Шхеры вообще — рай для парусников, особенно для небольших, которым осадка позволяет пройти даже самым укромным мелководным проливчиком.

Но то яхтсмены… не каждый готов содержать свою яхту или хранить под кроватью разобранный парусный катамаран (я храню =), но ценность этих мест такова, что побывать здесь должна быть возможность для каждого. И именно это — обеспечивать такую возможность я считаю своей задачей, миссией, если угодно. И поведу об этом свой сегодняшний рассказ.

Первый опыт

Впервые я попал в шхеры Ладоги в 2006 году "галопом по Европам" — всего на 3 дня. Но какие это были три дня! Пройдя на борту яхты от Шлиссельбурга до острова Путсаари, я вдруг оказался в царстве гранита, сосен и белого мха — бескрайнем владении Северной Природы.

Яхта Дельта, остров Кярпясенсаари, 2006 год
Яхта Дельта, остров Кярпясенсаари, 2006 год

Сказать, что я был впечатлён — ничего не сказать: оставшиеся 2 дня похода яхта неторопливо шла вдоль шхер в Приозерск на смену экипажа, я же вглядывался в береговую линию, мечтая, что когда-нибудь смогу побывать там везде, облазить каждый уголок, пройти каждым проливом… спустя всего 2 года моя мечта осуществилась. В сентябре 2008 года я прошел квалификационный отбор и стал шкипером в небольшой фирме, организующей парусные походы по шхерам — теперь все вышеперечисленное удовольствие входило в мои обязанности! Мне повезло.

Шхеры Ладоги — живой источник

Когда, проходя в тишине на парусной лодке, смотришь вокруг — понимаешь, что здесь ничего не изменилось за последние сто лет… и за тысячу, а возможно и за 10 тысяч. Все те же скалы, прибрежные коренастые сосны, чайки. Время перестает иметь значение. Вспоминаются слова Тура Хейердала из прочитанного когда-то в детстве (и перечитанного впоследствии не раз) "Кон-Тики":

Внезапно стало совершенно безразлично — был ли это 1947 год нашей эры или до нее.

Луда (островок) в проливе под островом Кухка
Луда (островок) в проливе под островом Кухка

Никогда бы не подумал, что для того, чтобы прочувствовать такое, мне не придется пересекать на бальзовом плоту Тихий океан! Но и правда: бешеный ритм городской жизни сюда не долетает. Можно расслабиться — на недельку или хотя бы на выходные.

Про красоту Карелии ходят легенды. И здесь, в шхерах Ладоги, она раскрывается наиболее полно: в течение похода пейзажи меняются от узких проливов между гранита островов до бескрайнего простора открытого Ладожского моря. Фотограф, художник, да и просто человек, ценящий природу, уедут отсюда не с пустыми руками!

Паруса Ладоги

Для того, чтобы побывать в шхерах нужен водный транспорт: почти все интересные места не имеют сухопутного доступа или он сильно затруднен. Парусные и моторные яхты, плавдачи-баркасы, байдарки и катамараны, катера, надувные лодки всех размеров, прокатные "Пеллы" и "Фофаны" — сюда стремятся попасть (не всегда безопасно) на самых разных плавсредствах… но не всякое плавсредство годится для такого путешествия. По-хорошему, только парусные суда (ну и разве что байдарки) способны сделать поход по шхерам по-настоящему незабываемым:

На борту парусной лодки все подчинено взаимодействию двух стихий: ветра и волны. Ритм, возникающий при этом взаимодействии ни с чем не спутать, он настраивает весь экипаж на свой лад, выводит людей из многомесячного городского транса. Нехитрая экипажная жизнь — работа с парусами и шкотами перемежается морскими байками, занятиями по такелажному делу или просто созерцанием красот под чаёк из термоса.

Хороших парусников много, но лично для меня, лучшим, ни с чем не сравнимым по удовольствию от плавания, стал открытый туристический швертбот. После тяжелых, хотя и сравнительно комфортных крейсерских яхт, я обнаружил насколько хорош он здесь: с его малой осадкой, он позволяет пройти, причем, пройти именно под парусом, почти каждый пролив — и не пропустить всей прелести шхер!

Швертбот Бриз в заливе Лехмалахти
Швертбот Бриз в заливе Лехмалахти

Надо отдать должное создателям этих парусников: они вместительны, мореходны и быстроходны, а хорошо продуманная конструкция судна и его парусного вооружения делают плавание безопасным во всем диапазоне условий. В свое время и мне довелось приложить к их конструкции руки и голову, и когда несколько лет назад мне представился случай стать владельцем двух таких швертботов, я конечно же не смог пройти мимо, правда обоим требовался ремонт. И он был произведен.

Пожалуй, стоит еще добавить, что морская болезнь у нас — крайне редкий случай. Да, от волнения никуда не деться, но укачивающихся просто исчезающе мало. Точных причин я не знаю, но факт остается фактом.

Жизнь в шхерах

Открытое судно позволяет брать на борт большой экипаж, но жить на борту негде и это диктует формат проживания — добро пожаловать на берег! И подобрать хорошее место для стоянки и ночлега – это одна из моих важнейших обязанностей в походе.

Походная жизнь на островах не отличается принципиально от любого другого турпохода. Тент над столом, костерок, палатки: все как всегда. Разве что вместо колышков для растяжки палаток чаще приходится использовать камни — почти всегда палатки стоят на гладком, прогретом за день, граните. Стоянки на опушке шхер отличаются, помимо отличных видов, меньшим количеством комаров и мошки, хотя их и так тут немного.

Кстати, я никогда не был фанатом походной жизни — все эти песенки под гитару у костра и прочие элементы палаточного счастья никогда не вызывали у меня, коренного петербуржца, никакого возбуждения. Тем не менее, признаюсь, даже я проникся. Согласитесь, такой вид из "окна отеля" мало кого оставит равнодушным:

Да, "отель тысячи звезд" — это про нас!
Да, "отель тысячи звезд" — это про нас!

На стоянке первое время все заняты — надо разгрузить лодку, повесить тент, поставить палатки, приготовить обед. Но даже такие будничные дела, как приготовление обеда, обретают здесь новые краски. После обеда останется разве только принести дров для вечернего костра. И то необязательно — готовим мы на газу.

Вечерний чай проходит под разговоры — в сборном походе, когда туристы приехали из разных уголков страны, всегда найдутся интересные темы для беседы. Кто-то захочет пойти созерцать закат на дальний мыс, кому-то ближе вечерний клёв, фотография, те же песни под гитару… скучать не придется.

Морская практика

Отдельно хочется сказать пару слов о парусной практике. Помимо того, что наши походы являются категорийным видом водного туризма, они являются еще и полноценным яхтингом безо всяких допущений. Швертботы вооружены так же, как и большинство парусных яхт, и имеют схожие характеристики, поэтому всякая практика, пройденная у нас на борту, пойдет в копилку морского опыта.

***

Хочется надеяться, что этот текст немного приоткрыл для вас смысл и значение словосочетания "Под парусом по Ладоге". Я буду рад видеть вас в походах Шхерного Бриза.

Константин Ковров,
руководитель проекта, капитан