Ночные бомбардировочные полки сыграли заметную роль в Великой Отечественной войне, имея часто на вооружении вроде бы давно устаревшие бипланы У-2. Этот самолет активно применялся в качестве связного, летал к партизанам, осуществлял разведку, но и в качестве бомбардировщика, как это не странно, имел некоторые плюсы. Малая скорость, способность планировать с задросселированным двигателем давали возможность буквально класть бомбы в цель - сброс осуществляли с небольшой высоты и с ювелирной точностью.
Трудной мишенью биплан был и для истребителей. Летать на такой скорости вражеские "Мессеры" просто не могли, так что верткий тихоход имел все шансы уйти от атаки. Подобный казус имел место и много позже - в Корее. Американский реактивный истребитель, пытаясь атаковать По-2, сбросил скорость ниже допустимого и в результате врезался в землю.
За июнь 1944 года, например, легкие бомбардировщики 325-й НБАД были атакованы ночными истребителями противника 16 раз (Bf-109, 110, Ju-88), при этом уничтожены два У-2 (общие боевые потери за месяц 6 машин), получили ранения трое и погиб один член экипажа.
За ночь, используя аэродромы подскока в 20-25 км от линии фронта (днем там было пусто), легкие У-2 успевали совершить по 5 и более боевых вылетов. Даже при загрузке максимум 200 кг бомб это в сумме давало один боевой вылет Ил-4 или Пе-2, при этом эффективность атак была часто выше из-за точности сброса бомб. Разумеется, речь идет о целях, которые надежно можно поразить авиабомбами доступного для У-2 калибра.
Данные факты широко известны по разного рода военным фильмам и книгам, но реальность по архивным документам представляется еще интересней.
У-2 в качестве легкого бомбардировщика применялся всю войну. Мы рассматриваем для примера лето 1944 года, когда ВВС Красной Армии уже имели на вооружении вполне современные типы самолетов в достаточном количестве. И все же нашлись задачи и для У-2.
Не следует полагать, что в ночных полках летали на последнем издыхании машины выпуска 30-х. У-2 (По-2) выпускался до 1953 года и имел множество официальных и неофициальных модификаций. К 1944 году на нем стали устанавливать более совершенное оборудование (в том числе авиагоризонт), появились фара, новая турель под ШКАС, дополнительные бомбодержатели, а также глушитель на двигатель.
Ниже можно ознакомиться с фотокопиями отчетов о боевых действиях ночных бомбардировочных полков.
Обзор боевых действий 325 нбад
Описывает период с 01.06.1944 по 30.06.1944 г. Отчеты о боевых действиях. Дата создания документа: 05.07.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 319, Опись: 0004798, Дело: 0222, Лист начала документа в деле: 1. Авторы документа: 325 нбад, подполковник Стрелков.
К сожалению, из текста отчета не ясно, какие именно модификации У-2 использовали в полку, однако можно однозначно сказать, что большинство машин перевооружено ШКАСами (видно по данным расхода боеприпасов) и имели возможность нести бомбовую нагрузку в 200-250 кг.
На практике для обеспечения защиты от огня стрелкового оружия и МЗА экипажи У-2 использовали осветительные бомбы, которые слепили расчеты зенитных орудий и маскировали в ночном небе небольшие и малошумные самолеты ночных полков. После этого наносили удар специально выделенные бомбардировщики, подавлявшие средства ПВО, затем в несколько заходов обрабатывались цели - огневые точки, колонны техники и транспорта, штабы, склады, скопления войск, железнодорожные эшелоны.
Аналогичная тактика применялась и парами - один сбрасывает САБы, другой бомбы по цели, потом меняются. Ниже список задач 325-й НБАД на июнь 1944 года -уничтожение штаба корпуса в поселке Сидоровичи и штаба моторизированной дивизии в поселке Следюки, уничтожение склада боеприпасов, переправ и пр.
Отметим, что на вооружении дивизии имелись также И-153 (и это в 44 году!). Хотя процент этих машин мал, они все же есть, правда только в одном полку.
Боевые потери У-2 относительно небольшие (см таблицу ниже). Кроме тактики точечных ночных ударов, легкие бомбардировщики практиковали постоянно беспокоящие удары по переднему краю и ближним тылам, задачей которых было даже не нанести противнику существенные потери, а измотать его, буквально не давать сомкнуть глаз.
К 44-му году практика фотофиксации результатов бомбометания была повсеместной и строго обязательной. При массированных налетах выделялся отдельный самолет для контроля выполнения задачи. Таким образом отчет о нанесенных врагу потерях можно в первом приближении все же принять за факт (см ниже).
За июнь 1944 года дивизия уничтожила:
Автомашин -259 (плюс 6 автоцистерн);
Вагонов - 11;
Склады с боеприпасами - 2;
Артбатарей - 10;
Огневых точек - 18;
Переправ - 2.
Кроме того, уничтожено "до роты" пехоты, подавлен огонь ряда минометных и зенитных батарей, которые возможно также вышли из строя, уничтожен прожектор и разрушено ж/д полотно в 34 местах. Подсчитать ущерб от нарушения нормальной работы штабов (разрушено столько-то зданий, вызвано столько-то очагов пожаров) таким образом вряд ли возможно, равно как и психологический эффект от постоянных ночных ударов по позициям войск, тылам, дорогам.
Продолжение следует.