Автор: Юрий ГРИБОВСКИЙ / фото Вячеслав СУХОДОЛЬСКИЙ
О работе геологов нефтедобывающей компании – накануне профессионального праздника
Мы стали рисковать, и земля начала откликаться. Так о работе геологоразведки «Белоруснефти» рассказывает Пётр Повжик, заместитель генерального директора компании. Уже два года удача сопровождает белорусских геологов. За это время произошла перезагрузка всей службы – изменились подходы к стратегическому планированию в геологоразведке, освоению ресурсной базы, укрепился кадровый потенциал.
Во всех нефтедобывающих подразделениях сформирован крепкий геологический костяк – опытные, профессиональные специалисты. Это дает результат: высокие темпы добычи и ее полная компенсация приростом сырьевой базы. Но без геологической удачи тоже никуда. А она, как известно, любит смелых. И геологи научились не бояться рисковать.
Исследуют те места, которые еще вчера из-за различных факторов, казалось, не имели перспектив. Конечно, потребовалась скрупулезная камеральная работа и подготовка к бурению структур.
Эти направления вышли в «Белоруснефти» на более высокий уровень.
Пётр Повжик, заместитель генерального директора «Белоруснефти» по геологии:
"Это был очень важный переломный момент, когда геологическая служба перешла этот психологический рубеж. Мы стали рисковать, и земля начала откликаться. Мы по-другому взглянули на наши месторождения, которые находятся на последних стадиях разработки. Казалось бы, более 50 лет работаем на Речицком месторождении, изучили его вдоль и поперек. Но в прошлом году мы открыли здесь Лебедянскую залежь, внутрисолевой объект, который мы раньше просто не замечали. На протяжении пяти месяцев пробуренная здесь скважина работает с хорошим дебитом. Продолжим доразведку и изучение."
А всего за последние два года геологи «Белоруснефти» открыли 9 залежей. Уже в этом году при строительстве скважины № 346 Речицкая, на западном участке межсолевых зележей получены перспективные результаты. А ведь раньше здесь вообще не было никаких признаков «жизни».
За счет доразведки нефтяные кладовые приросли площадью с запасами в 700 тысяч тонн. Это сопоставимо с Гарцевским или Карташовским месторождениями.
Открытие Гарцевского месторождения тоже является одним из самых основных успехов геологической службы. Сегодня в промышленной эксплуатации находится одна из пробуренных скважин. Она дает в сутки 25 тонн нефти. Но, самое главное, благодаря новому активу специалисты уверенно определяют направления геологоразведочных работ в Центральной структурной зоне Припятского прогиба. Есть планы и на южную часть этой впадины. Здесь геологоразведкой специалисты «Белоруснефти» не занимались уже лет 30.
Вместе с тем по нынешним меркам здесь могут быть перспективные участки, как например, Валовский, расположенный в Ельском районе. Его территория – 600 квадратных километров. Ведется предпроектная подготовка, научное обоснование геологоразведочных работ. Ожидается, что в августе 2020 года в южной зоне Припятского прогиба приступит к работе новая сейсморазведочная партия.
Сейчас это направление становится одним из главных в стратегии нефтяной геологоразведки страны на ближайшие пять лет. И геологическая служба подходит со всей присущей ей основательностью и дотошностью. Тем более, сейчас для этого из-за ограничений во внешних контактах есть все возможности.
Пётр Повжик:
"В нынешний период затишья мы поставили себе задачу фундаментально поработать с нашей геологией. Это поможет глубже вникнуть в наш регион, сделать шаг вперед в научном обосновании, прорывных направлениях. Мы поддержим высокие темпы сейсморазведочных работ, поисково-разведочного бурения, подготовки структур. Наши стратегические задачи неизменны – стабилизация добычи нефти, полная ее компенсация приростом запасов. Для их решения мы должны преодолеть технологические вызовы. Это добыча в низкопроницаемых, нетрадиционных и высокообводненных коллекторах, увеличение доли трудноизвлекаемых запасов. Мы очень крепко стоим на ногах. Видим развитие геологической службы, направлений на пятилетку – до 2025 года. Полевая сейсмика, эксплуатационное и поисково-разведочное бурение. Эти сегменты подтянут за собой всех остальных, дадут возможность работать всему нефтегазовому блоку. Я вижу перспективу. А оптимизма, желания и возможностей у геологов не отнять."