Обычный житель России, если спросить его о дохристианских богах Руси, скажет только про Перуна. Мало кто назовет еще кого-то.
А тем временем, в Древней Руси существовала целая система богов- целый русский Олимп, как в древнегреческих мифах и легендах.
Для первобытного человека явления окружающей его природы полны загадочности, и чем они загадочнее, тем охотнее наделяет он их сверх-естественными силами. Для него буквально все полно сознательной жизни; весь окружающий его мир населен живыми существами, с такою же, как у него самого, волей, желаниями, с такими же злыми и добрыми мыслями, как у всех людей вообще.
Язычник, как новорожденное дитя, пребывал еще в объятьях матери-природы. Эта близость к природе и сознание могучего влияния её на жизнь человека привели к обоготворению природы и возвели это чувство на степень религии.
Русские дохристианские боги.
1. Силы небесные: небо — Сварог; солнце — Дажь-бог, гром и молния — Перун; ветер — Стрибог.
Сварог — общий всем отец, как Зевс на Олимпе; остальные божества — его дети, Сварожичи.
Аналоги у финикян: Бел — олицетворение благодатного солнца, дающего свет, тепло; Ваал — губящего (зной, засуха); Мелькарт — солнца, вечно движущегося. У греков Мелькартом был Гелиос, а Бел из солнца материального вырос в солнце духовное, в Феба-Аполлона, в бога духовного света, нравственного совершенствования и вдохновения (своими лучами Аполлон убивает Пифона, духа тьмы; Аполлон и его музы).
2. Силы земные: Мать-Сыра Земля (аналог греческой Деметры и римской Цереры); Леший, Водяной, Полевик.
3. Культ предков: Род (божество-производитель), Щур, Рожаницы; Домовой, Русалки. (аналог Лары и Пенаты у древних римлян).
Бедность русского Олимпа.
Русский Олимп много беднее и бледнее Олимпа греческого:
1. Греческий Олимп богат уже одним количеством своих божеств, разнообразием форм в олицетворении сил природы.
2. Образы греческие гораздо ярче, определеннее; их черты выражены резче, полнее — божества же русских славян лишь намечены; их больше чувствуешь, чем видишь и осязаешь. Сравнивая Сварога и Зевса; Перуна и того же Зевса; Мать-Сыру Землю и Деметру; Дажь-бога и Аполлона; леших и пан с дриадами; водяной и нимфы.
3. Кроме того русские божества лишены этического элемента: они олицетворяют только силы природы — значительная часть греческого Олимпа, наоборот, поднялась ступенью выше, до олицетворения духовных сил, моральных качеств и культурных проявлений деятельности человеческого ума. Зевс в роли отца семейства и верховного судьи; Афина-Паллада — богиня разума; Аполлон — бог света духовного; Гермес — посланник богов, покровитель торговли; Гефест — бог ремесло, кузнечного мастерства, и т. д.
Отличие русского и греческих язычеств
Развитию греческой религии содействовало:
1. Она росла на свободе, без внешних помех, в теченте долгих веков, имела время окрепнуть.
2. Богатая фантазия грека сумела выработать яркие образы и найти им прочные формы.
3. Особое сословие — класс жрецов — специально посвятили себя её культивированию.
4. Литература, наука, искусство, в свою очередь, прочно закрепили образы богов в сознании людей. Оттого греческий Олимп оказался таким живучим и позже так долго отстаивал себя в борьбе с христианством.
В России, наоборот:
1. Христианство сменило русское язычество, прежде чем оно успело достаточно развиться и окрепнуть, и потому легче могло подавить и заглушить его.
2. Вместо жрецов здесь были одни только волхвы и кудесники.
3. Русские способны оказались лишь на выделку одних истуканов грубой формы; ни литературы, ни науки на Руси до принятия христианства еще не существовало.
Различие между русским волхвом и греческим жрецом.
Волхв — это мудрец, знающий будущее, гадатель, знахарь, ближе смертного стоящий к таинственным силам природы, — к божеству, как выразился бы верующий язычник.
Жрец — избранник Бога, представитель на земле его интересов; знание и могущество жреца исходят непосредственно от Бога.
Волхв еще не жрец, но всякий жрец может быть и волхвом. Волхвом может назвать себя каждый, и поддерживать в других это убеждение соответственными действиями; жрецом же может стать только тот, кого изберут и признают в этом звании особые люди, имеющие на то право; а где есть такие люди, там они не только поддерживают религию, но также и разъясняют ее, дают более отчетливое представление о сложившихся образах, стараются укоренить убеждение в их справедливость и возвышенность, — иными словами развивают и укрепляют в обществе религиозные верования. Потому то там, где нет жрецов, а одни волхвы, религиозные понятия и представления туманны и непрочны.