Найти в Дзене
ВВС Северного флота

Самолеты ВВС Северного флота. Пе-2.

В предыдущих статьях я вкратце рассказал о летающих лодках, воевавших в составе полков ВВС Северного флота в годы войны - МБР-2, ГСТ, и Че-2:

А сейчас я хочу предложить вам совсем краткую справку (и конечно же фотографии) о боевом применении в Заполярье пикирующих бомбардировщиков Владимира Михайловича Петлякова.

Сразу предупрежу - по тяжелому истребителю Пе-3 у меня уже была небольшая заметка, поэтому повторяться я не буду, а просто дам на неё ссылку: "Пе-3 - торпедоносец?"

А вот про Пе-2 немного напишу.

На начало Великой отечественной войны в составе ВВС Северного флота самолетов Пе-2 не было. Но уже в июле 1941 года в 72-ой САП ВВС СФ от промышленности поступило 6 "Пешек", из которых была сформирована 5-я эскадрилья полка.

У меня нет точных данных о потерях Пе-2 из 72-го САП - мне известно лишь о трех потерянных пикировщиках до конца 1941 года. Но я думаю, что к моменту вывода бомбардировочных и минно-торпедных эскадрилий из состава 2-го ГвСАП (бывшего 72-го САП ВВС СФ) в октябре 1942 года, самолетов Пе-2 в них уже не было.

Пе-2 из состава ВВС СФ выруливает на старт. Аэродром Ваенга.
Пе-2 из состава ВВС СФ выруливает на старт. Аэродром Ваенга.
Пе-2 ВВС Северного флота на аэродроме Ваенга
Пе-2 ВВС Северного флота на аэродроме Ваенга
Пе-2 ВВС Северного флота на аэродроме Ваенга.
Пе-2 ВВС Северного флота на аэродроме Ваенга.

С начала июля 1942 года в составе североморской авиации действовала Особая морская авиагруппа (ранее - УАГ СВГК), в составе которой были 28-ой и 29-й бомбардировочные авиаполки, вооруженные пикирующими бомбардировщиками Пе-2.

Одна из самых известных фотографий самолета Пе-2 из состава 29-го БАП ВВС СФ. Отличительной особенностью морской авиации на Северном флоте было частое нанесение белых "пилоток" на кили самолетов.
Одна из самых известных фотографий самолета Пе-2 из состава 29-го БАП ВВС СФ. Отличительной особенностью морской авиации на Северном флоте было частое нанесение белых "пилоток" на кили самолетов.

28-ой БПАП был выведен из состава действующей армии в начале ноября 1942 года.

А вот 29-й БПАП ВВС СФ провоевал намного дольше - до апреля 1944 года. Потом его включили в состав 13-ой АДПБ Черноморского флота и он был перебазирован на Черное море.

ДОПОЛНЕНИЕ (03.04.2020 14:15) - в мае 1942 года эскадрилья самолетов Пе-2 вошла в состав 95-го ИАП ВВС СФ. То есть полк стал фактически смешанным. В конце войны в составе 95-го ИАП числился 1 исправный Пе-2.

Ну а самым близким, и, можно сказать, родным, самолетом Пе-2 , лично для меня, стал Пе-2 №20/65 из состава 2-ой авиационной эскадрильи 29-го бомбардировочно-пикировочного авиационного полка Особой морской авиационной группы ВВС Северного флота, который 14 августа 1942 года во время учебно-тренировочного полёта загорелся и упал в озеро Средне-Ваенгское.

В состав экипажа погибшего бомбардировщика входили командир 2-ой АЭ капитан Щербинин Георгий Павлович 1909 года рождения, штурман 2-ой АЭ старший лейтенант Зильберг Исаак (Игорь) Александрович 1918 года рождения и начальник связи 2-ой АЭ младший лейтенант Пластинин Леонид Кириллович 1916 года рождения.

Летом 2017 года поисковики Региональной общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан подняли часть обломков этого самолета из озера.

-5

На следующий год подъем обломков продолжился. Были обнаружены останки и личные вещи членов экипажа.

А еще, по найденным на обломках самолета повреждениям и пулевым пробоинам было определено, что это была не просто катастрофа, а что самолет был сбит - вероятно истребителями "охотниками".

1 ноября 2018 года на Военно-мемориальном кладбище г. Североморска прошло торжественно-траурная церемония захоронения останков экипажа.

-6
-7

В 2019-ом году места гибели и захоронения экипажа посетили родные капитана Г.П. Щербинина...

-8
-9

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

А вот почему погибшая 14 августа 1942 года "Пешка" из 29-го БПАП ОМАГ стала мне почти родной, я как-нибудь расскажу в одной из следующих статей.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки и обязательно пишите комментарии. Подписывайтесь на канал, а я постараюсь почаще писать интересные статьи. И если вдруг кто-то в комментариях решит дополнить изложенные в статьях сведения, я буду только рад! Спасибо!