Анна Иоанновна, императрица, правившая Россией с 1730 по 1740 год, на престоле сидела в статусе вдовы. Она известна по так называемой "бироновщине", когда русским людям жилось тяжело, при дворе процветали иностранцы, а враги императрицы выискивались тайной канцелярией.
Нелюбимая дочь
Анна родилась в семье соправителя Петра Великого Ивана V. Батюшка ее в делах правления не преуспел, здоровьем и умом был слаб, что не помешало ему подарить супруге Прасковье Федоровне 5 дочерей. Выжили три: Прасковья, Екатерина и Анна. Аннушка была четвертой по рождению.
Появившаяся в 1693 году девочка осталась без отца в 3 года. Мать не любила именно эту свою дочь, так что судьба Анны была целиком и полностью в руках дядюшки, Петра Великого.
Девочку растили и даже учили: танцам, "политесу", азбуке, арифметике и языкам. Но учили бессистемно, так что Анна Иоанновна интеллектуалкой не стала.
Замуж по указу царя
Впрочем, в задачи Анны не входило быть образованной. Дядя Петр, "прорубивший окно в Европу", как раз начал рассматривать возможные выгоды от браков своих родственниц с иностранцами.
В 1710 году жених для Анны был найден - Фридрих Вильгельм, герцог Курляндии. Прибалтика для России во время Северной войны была стратегически важна, поэтому брак Анны с герцогом был политическим актом, призванном скрепить союз.
Юному жениху было 18 лет, он был даже миловиден, возможно, что брачный союз Анны с ним мог сложиться очень удачно. Но ее, практически неграмотную девицу, выраставшую в тереме своей запойной маменьки, страшила сама мысль о том, что ее мужем станет иностранец.
Вдова
Не давай меня, дядюшка, царь-государь Петр Алексеевич, в чужую землю нехристианскую, бусурманскую,
Выдавай меня, царь-государь, за своего генерала, князь-боярина.
Считается, что слова этой песни, которую в 1710 году распевал весь Санкт-Петербург, сложены именно о юной Анне Иоанновне.
Тем не менее, свадьба состоялась 31 октября 1710 года во дворце светлейшего князя Меншикова. А 8 января 1711 года молодая пара отправилась в свою Курляндию. Но накануне Фридрих Вильгельм задумал посостязаться с дядей своей молодой супруги в винном питие.
Силы свои 18-ти летний юнец не рассчитал. Не доехав до нового дома, 11 января 1711 года Анна осталась вдовой.
И вдовела уже до конца своих дней, прожив в статусе вдовствующей герцогини Курляндской, среди чужих ей дворян, целых 19 лет!
Жених-авантюрист
В 1726 году Анна Иоанновна чуть было не вышла замуж. Претендента звали Мориц Саксонский, он был побочным сыном короля Польши Августа Сильного и ловким авантюристом.
В пору сватовства к курляндской вдове Морицу исполнилось 30 лет, Анна была на 3 года старше. И с помощью брака Мориц рассчитывал стать королем Польши. Надеялся на помощь родственников невесты.
Не только Анна растаяла под воздействием чар красавчика, но и дворяне Курляндии, избравшие Морица своим новым герцогом. Дядюшки Петра уже не было на свете и Анна готовилась пойти под венец.
И чего тебя, голубушка, замуж понесло?
Но отдавать Курляндию и Польшу в руки авантюриста в планы России не входило, хрупкий баланс сил в регионе мог нарушиться, да и Австрия была против.Александр Данилович Меншиков, заправлявший делами во время правления Екатерины I лично выехал к племяннице своего друга-императора.
Анна думала, что он везет ей разрешение на брак, а на деле оказалось, что Меншиков сам хотел стать герцогом Курляндии и потому был не заинтересован в браке племянницы Петра Великого: мол, столько лет вдовела, чего сейчас-то замуж понесло?
Анна бросилась в Россию, искать помощи у матушки-императрицы Екатерины. С вдовой Петра I у нее были хорошие отношения, они часто писали друг другу письма. Но и Екатерина I не помогла в сердечных делах: интересы государства важнее дружбы и счастья какой-то женщины, пусть даже и целой герцогини.
Чем сердце успокоилось
Меншиков, кстати, герцогства так и не получил, этот титул оставался за Анной, а после она пожаловала его своему фавориту Эрнсту Иоганну Бирону, у которого нашла утешение после рухнувших планов выйти замуж за Морица Саксонского.
Несостоявшийся муж русской императрицы стал французским маршалом. Мориц пережил Анну на 10 лет, сохраняя вкус к жизни и приключениям.
Его личные истории легли в основу множества романов, а одна из его побочных дочерей стала бабушкой французской писательницы Жорж Санд.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет
Лайк и подписка поддерживают канал и безмерно радуют самоизолирующегося, но продолжающего работать, автора:)