Владимир Мономах вошел в историю как мудрый правитель, при котором истерзанная распрями Русь вступила в период покоя и процветания. И даже в былинном Владимире Красное Солнышко больше от Мономаха, чем от Владимира Святого.
Внук императора
В конце XI века некогда могучее Древнерусское государство представляло собой конгломерат независимых княжеств, правители которых только формально подчинялись великому князю Киевскому.
Мужские представители династии Рюриковичей выстраивались в очередь и получали княжества по принципу старшинства. Самым престижным, разумеется, считалось великое княжение в Киеве.
Когда кто-то умирал, следующий по старшинству князь переезжал в более престижный город, и вся «очередь» вслед за ним сдвигалась на одну позицию. Многие норовили пролезть вперед, что и приводило к конфликтам.
Владимиру Мономаху было 15 лет, когда в 1068 году Русь подверглась масштабному набегу кочевников-половцев. Проигравший битву на Альте великий князь Изяслав Ярославич был свергнут киевлянами, которые передали власть его двоюродному племяннику Всеславу Полоцкому, извлеченному из тюрьмы. Тогда-то «очередь» и начала сбиваться...
Вернуть Киев помогли Изяславу его братья Святослав и Всеволод. Владимир Мономах был сыном Всеволода, а вот имя его матери неизвестно. В истории она осталась как Мономахиня. По самой распространенной версии, византийский император Константин IX Мономах приходился ей родным батюшкой.
Дед якобы прислал в подарок внуку отделанную соболем шапку, которая впоследствии стала символом самодержавной власти. На самом деле шапка Мономаха была изготовлена позже, но в любом случае Владимиру досталось от деда его прозвище. И вообще это родство ставило его среди Рюриковичей в особое положение.
Сам Владимир уделял особое внимание укреплению династических связей. Женился он на принцессе Гите, дочери погибшего в 1066 году при Гастингсе английского короля Гарольда и племяннице датского короля Свена Эстридсена.
Старший сын Мономаха Мстислав вступил в брак со шведской принцессой Христиной, дочь Евфимия вышла замуж за короля Венгрии Кальмана Книжника.
Потеря Чернигова
Вся жизнь Мономаха до овладения Киевом представляла собой череду военных кампаний против половцев и собственных родственников. В 13 лет он стал ростовским князем, через семь лет перебрался в Смоленск, еще через пять — в Чернигов.
Его отец после кончины старшего брата Святослава и гибели в сражении другого старшего брата — Изяслава — занял киевский престол. Однако кузены Мономаха — Изяславичи и Святославичи — начали борьбу за более престижные уделы, в которой Владимиру тоже приходилось участвовать. Более того, сыновья Святослава — Олег и Давыд — стали использовать помощь половцев, за что и получили прозвище «Гориславичи». Со временем половцы совершенно обнаглели, безбожно повышая размер дани за прекращение набегов.
Когда в 1093 году Всеволод умер, Владимир Мономах безропотно уступил великое киевское княжение старшему кузену Святополку Изяславичу, после чего они организовали совместный поход на кочевников.
Битва произошла у Треполя. Мономах советовал не переходить реку Стугну, но Святополк настоял на переправе. В итоге половцы опрокинули правый фланг, потом центр, а затем, прижав русских к реке, устроили настоящую бойню. В этой схватке на глазах Мономаха погиб его брат Ростислав.
Для Владимира началась черная полоса, поскольку Чернигов пришлось отдать другу половцев Олегу «Гориславичу» и перебраться в менее престижный Переяславль.
Всеволодович против «Гориславичей»
В этой ситуации Мономах начал действовать, скажем так, не по-джентльменски. В Перяславле он заключил мир с половецкими князьями Илтарем и Китаном, но потом под влиянием советников, группировавшихся вокруг боярина Ратибора, решил расправиться с предводителями кочевников.
Летописцы сообщают, что сначала князь колебался: «Как могу я это сделать, давши им клятву?» Ратибор выдвинул демагогический довод: «Князь, не будет на тебе греха: половцы всегда дают тебе клятву, и все губят Русскую землю, льют кровь христианскую». В общем, раз половцы тоже могут совершить клятвопреступление, то лучше быть первым.
Китана зарезали во сне, Илтаря (былинный Идолище Поганое), гостившего в доме Ратибора, поразили стрелой через отверстие в потолке.
Военные действия возобновились, причем «Гориславичи» приняли сторону половцев. В битве с Олегом под Муромом погиб сын Мономаха Изяслав, что отец, конечно, расценил как кару Господню за клятвопреступление.
Но потом ситуация изменилась. На стороне Мономаха выступил киевский великий князь Святополк, и вместе они разбили половцев на реке Трубеж. Эта битва стоила жизни еще одному половецкому хану — Тугоркану (былинному Тугарину Змеевичу).
С «Гориславичами» был заключен мир. Съезд князей в Любече зафиксировал новое положение дел. Мономах и его сыновья закрепили за собой Новгород, Переяславль, Смоленск, Ростов. «Гориславичи» превратили в семейный удел Черниговское княжество. Киев остался за Святополком.
В общем, три четверти древнерусских земель оказались поделенными между кланами Изяславичей, Святославичей и Всеволодовичей. Другим Рюриковичам предстояло драться за остальное.
Поскольку «призовой фонд» сократился, междоусобицы стали ожесточеннее, что выразилось в мрачной истории с ослеплением князя Василька Теребовльского. Мономах попытался выступить в роли блюстителя справедливости, но ничего не добился.
Эффективность его действий была снижена из-за несчастья, приключившеюся с любимым старшим сыном Мстиславом, которому медведь на охоте распорол брюхо. К общему удивлению, он выздоровел, но его мать, вымаливая жизнь сына, дала обет и то ли ушла в монахини, то ли отправилась в паломничество в Иерусалим с участниками Первого крестового похода.
«Поучение Владимира Мономаха»
Мономах впоследствии был женат еще дважды — на некоей Ефимии, о происхождении которой ничего неизвестно, и на дочери половецкого хана, имя которой не сохранилось.
С половцами он периодически заключал мир, но чаще воевал, причем очень успешно.
Кампания 1103 года закончилась битвой при Сутени, в которой погибли 20 половецких князей. В 1107 года после разгрома на реке Суда, половцы пообещали вести себя хорошо, а одна из половецких княжон вышла замуж за младшего сына Мономаха Юрия — будущего основателя Москвы.
Мир оказался недолгим, и в 1111 году Мономах с союзными князьями дошли до берегов Дона, разорив два главных половецких города — Шарукань и Сугров.
Именно победы над половцами принесли Мономаху популярность в масштабах всей Русской земли. И когда в 1113 году Святополк Изяславич умер, именно Владимира Всеволодовича, а не старшего по роду и возрасту Олега «Гориславича», киевляне пригласили на великое княжение.
Мономах прибыл в бурлящий город, жители которого спалили дома и разграбили имущество евреев-ростовщиков, а также покровительствовавшего им тысяцкого Путяты.
Правильно оценив ситуацию, Владимир не стал прибегать к репрессиям, а издал законы, ограничивавшие прибыль ростовщиков разумными процентами. Положение попавших в финансовую кабалу людей было облегчено.
Половцы вели себя смиренно, так что главным событием великого княжения Владимира Мономаха стала война с Византией, в которой он поддерживал самозванца, выдававшего себя за сына погибшего императора Романа Диогена. Он даже отдал за него свою дочь Марию, но зять был зарезан наемными убийцами. Попытка отобрать у византийцев города на Дунае закончилась неудачей. Утешением стал брак одной из внучек Мономаха с сыном нового византийского императора Иоанна II Комнина.
Относительно внутренней политики Владимира Всеволодовича и сказать-то нечего, за исключением того, что все им были довольны. Даже сидевший в Чернигове старый враг Олег Святославич вел себя смирно и не перечил великому князю.
Скончался Мономах 19 мая 1125 года, оставив детям не только процветающую державу, но и свое «Поучение Владимира Мономаха», ставшее памятником древнерусской литературы.
Владимир призывал детей быть воздержанными, терпеливыми, не губить христианские души и хранить верность клятве, хотя сам не всегда следовал этим принципам. Но правителем все равно был достойным.
© Олег Покровский