Ультрафиолетовые лучи – важный и один из самых обсуждаемых в науке компонентов солнечного спектра.
Они разделяются на три основных группы — по длине волны. О различиях двух из них рассказывает Всемирная организация здравоохранения. Одна закономерность четко заметна: чем больше длина волны, тем глубже такой свет проникает.
Длинноволновый ультрафиолет A (UVA, длина волны — 320-400 нанометров) озоновый слой практически не поглощает. Он составляет чуть меньше 90% от всего ультрафиолета. На коже такое излучение вызывает быстрый, но кратковременный загар. Он может проникать в глубокие слои кожи, поэтому большое количество этого ультрафиолета может сделать ее не эластичной и дряблой. Ученые подозревают, что он может увеличить риск развития рака кожи, но механизм до конца неясен. Предполагается, что он вызывает в клетках окислительный стресс. Этот же свет излучают лампы на дискотеках.
Ультрафиолет со средней длиной волны (UVB) усиливает производство меланина — пигмента, который отвечает за окраску нашей кожи, волос и глаз. Этот вид излучения отвечает за более стойкий загар. Реагируя на ультрафиолет В, верхние слои кожи истончаются, а клетки темнеют, чтобы защитить свою ДНК от повреждений. Именно высокие уровни UVB заставляют нас обгорать на солнце. Средневолновой ультрафиолет подавляет деление основных клеток наружного слоя кожи, поэтому ученые предполагают, что он может помочь от дерматологических заболеваний, вызванных чрезмерно интенсивным делением этих клеток.
Третий тип — самые коротковолновые лучи (UVC, длина волны — 100-280 нанометров), которые озоновый слой поглощает почти полностью. Именно их используют в больничных палатах для дезинфекции, так как они имеют самый разрушительный эффект на ДНК. Кстати, ультрафиолет в целом часто используется для дезинфекции. При отсутствии других способов борьбы с бактериями в питьевой воде и предотвращения диареи яркий солнечный свет в течение шести часов поможет убить микроорганизмы.