А-90 «Орлёнок» является советским транспортно-десантным экранопланом с возможностями экранолёта. Был разработан в КБ Алексеева.
Официальное название в ВМФ - Малый Десантный корабль-Экраноплан проекта 904 с шифром «Орлёнок».
Был принят на вооружение в 1979 году. Главной особенностью данного экраноплана была возможность перехода в самолётный режим, имея потолок до 3 тысяч метров. Спокойно летал на высоте в 2 тыс. м.
Крыло "Орленка" во время полёта создает экранный эффект. В данном случае подъемная сила образуется за счет сжатия воздуха между крылом и поверхностью, над которой движется экраноплан.
Также, воздушная подушка образуется ещё и за счет механизации крыла во время взлёта.
Экраноплан "Орленок" оснащался турельно-башенной пулеметной установкой «УТЕС-М». Экипаж состоял из девяти человек.
Данное судно предназначалось для переброски морского десанта на дальние расстояния (до 1500 км). Максимальная скорость полёта - до 500 км/ч.
Погрузка десанта и техники осуществлялась через откидную носовую часть. На борт экраноплан был способен принять до 200 человек с полным вооружением, либо БТР или танки в количестве двух штук.
Лётные испытания начались в 1972 году, на которых "Орленок" хорошо себя зарекомендовал. Конечно, случались и неудачи. Во время одного из полётов произошел сильный удар о воду, в результате чего у судна оторвалась корма с килем, а также горизонтальное оперение, что привело к потере маршевого двигателя. Несмотря на такие серьезные повреждения, пилоты сумели "дотянуть" до суши, используя взлетно-посадочные двигатели, которые располагались в носовой части "Орленка".
Из-за данного инцидента конструкторы решили заменить основной конструкционный материал на алюминиево-магниевый сплав АМГ61 (до этого был К482Т1).
За время эксплуатации было построено пять экземпляров экраноплана. После 1984 года программу перестали развивать.
"Орленок" был выполнен в нескольких модификациях, таких, как: пассажирский вариант, научно-исследовательский вариант и модификация, работающая в связке с Ан-225, служащая для проведения морских спасательных операций.
Интересный факт: характеристики "Орленка" позволяли использовать его в любой точке Мирового океана. Помимо этого, экраноплан имел возможность эксплуатироваться в полярных льдах.
Поддержите статью пальцем вверх! Подписывайтесь на канал! Читайте далее: Туполев М-16 самолет-мишень с системой радиоуправления 1958 г.