Найти тему
Satdata

ЯК-10 - универсальный легкий самолет середины сороковых

ЯК-10
ЯК-10

В 1944 году, продолжая работать на истребителями, КБ Яковлева начало производство по проекту многоцелевого легкого самолета. Идея была создать одномоторный низкоплан или высокоплан (?) с кабиной автомобильного типа (четырехместной) и максимально простой и технологичный в изготовлении. Сделали две модели - и низкоплан и высокоплан. Низкоплан показал, в целом, более лучшие характеристики по скорости и тд. Но в конечном итоге остановились на высокоплане. Машина нужна была и в войсках - штабной, связной самолет, так и в гражданской авиации - транспортный, почтовый, тренировочный и тд и тп.

ЯК-10С санитарный (верхнее фото); все фото статьи взяты из открытых источников
ЯК-10С санитарный (верхнее фото); все фото статьи взяты из открытых источников

В военное время все работы производились весьма быстро, уже в конце 1944-го, машина пошла в небольшую серию. Высокоплан был выбран еще из-за того, что управление на нем было еще проще, а диапазон применения - еще шире - сельские поля и реки с озерами ждали подобную машину. Кроме того, в 1947-м году был разработан вариант санитарного самолета на базе ЯК-10, позволяющий перевозить двух больных на носилках (для их загрузки был предусмотрен специальный люк), также выпустили и гидровариант ЯК-10Г (дальше опытного образца дело не пошло)...

В целом, машина была неплохая,даже с учетом спешки проектирования и внедрения. Недаром, вся концепция и отдельные узлы были вскоре использованы в более массовом и хорошо известном самолете ЯК-12...

Технические характеристики:


Размах крыла, м: 12,00
Длина самолета, м: 8,46
Высота самолета, м: 3,80
Площадь крыла, м2: 22,00
Масса, кг
-пустого самолета: 790
-нормальная взлетная: 1150
-максимальная взлетная: 1250
Тип двигателя: один М-11ФМ
мощность, л.с.: 1 х 145
Максимальная скорость, км/ч: 200
Крейсерская скорость, км/ч: 196
Практическая дальность, км: 605
Практический потолок, м: 3500
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: 3 пассажира или 250 кг груза.

О его легендарном последователе - ЯК-12 - здесь.

О спутниковой связи - мобильной и незаменимой в авиации - читайте тут.

Всем удачи и мирного неба над головой!