Кто читал "Собачье Сердце" Булгакова и знаком с марксизмом, понимают, что ничего общего между Шариковым и марксизмом нет и не было.
Но таких людей в наше время маловато, поэтому считаю важным провести анализ произведения и образа Шарикова.
Прежде всего, вспомним его прошлое, вернее, прошлое его донора.
"Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился 3 раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз – условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия – игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь)."
Как мы видим, донор сердца не имеет ничего общего не только с коммунистами, но и не с пролетариатом, да и с любым производительным классом вообще. Типичный бездельник-уголовник, любящий приворовать.
На марксизм и большевиков Шарикову и вовсе наплевать. С тезисами "Манифеста Коммунистической Партии" он и вовсе не знаком, у него они просто не укладываются в голове:
"Шариков пожал плечами.
– Да не согласен я.
– С кем? С Энгельсом или с Каутским?
– С обоими, – ответил Шариков.
– Это замечательно, клянусь богом. «Всех, кто скажет, что другая...» А что бы вы со своей стороны могли предложить?
– Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут... Конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все, да и поделить..."
Просто отнять и просто поделить. То есть, Шариков - это гротескная карикатура на эгоиста, бездельника и халявщика, желающего нажиться на халяву, не трудясь. И с рабочим классом ( тем самым, который и должен был взять власть в свои руки ), и, тем более, коммунистами, Шариков не имел решительно ничего общего.
А кто у нас в истории любил "взять и делить" ( т.е., приватизировать" ) государственное и общественное имущество?
Смотрим и видим именно что врагов коммунистов: начиная рыночниками-либералами вроде Ельцина и заканчивая типичными фашистами вроде Муссолини.
В "Манифесте Коммунистической Партии" речь идёт совсем о противоположном. О чём?
1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.
3. Отмена права наследования.
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик, производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
Это обратный процесс: "объединить и приумножить": использование синергитического принципа для увеличения эффективности работы в интересах всего рабочего класса.
К которому Шариков, как показано выше, совершенно не имеет никакого отношения, будучи по сути бездельником, тунеядцем и паразитом. А вовсе не трудящимся созидателем.
Как и те, кто стремится "создать свой бизнес" - делают это вовсе не затем, чтобы что-то создать, а именно для того, чтобы устроиться так, чтобы получать прибыли, не работая. И при этом много кричать о правах, забывая про обязанности перед обществом.
Прямо-таки напрашиваются слова приснопамятного Лёни Голубкова: "Я не халявщик, я ПАРТНЁР!"
Но...
Дуракам закон не писан,
Если писан - то не читан,
Если читан - то не понят,
Если понят - то не так.
То же самое можно сказать и о марксизме, и о "Собачьем Сердце".
Потому что Шариков - по сути точно такой же недальновидный индивидуалист, как и Преображенский, сделавший из собаки человека и не пожелавший ни считать его человеком, ни воспитывать, ни нести за него ответственность.