Действительность такова, что наши соотечественники после Гражданской войны волею судеб разъехались по всему миру в поисках лучшей доли и многие из них имея большой военный опыт принимали участие в локальных войнах и военных конфликтах во благо тех стран куда их закинула судьба. Сегодня мы расскажем о яркой и необычной жизни нашего соотечественника,волей судьбы оказавшегося на Балканах:Льве Сукачёве.
Потомственный дворянин,окончил в Петрограде Тенишевское училище, и, вместо того чтобы продолжить учебу в Академии художеств и стать архитектором, пошел в армию. Окончил кавалерийское училище и стал штаб-ротмистром уланского Литовского полка . Весной 1917 г. перешел в авиацию. В октябре 1917 г. занимал должность начальника команды 1 -го Армейского авиационного отряда в Двинске. Участник Первой мировой войны. После развала армии бежал в Киев, откуда в начале 1918 г. пробрался и вступил в Добровольческую армию, участвовал в знаменитом кубанском «Ледяном» походе – в составе кавалерийского отряда полковника Гершельмана, того самого отряда, по вине которого армия Корнилова в марте 1918 едва не была окружена в районе станицы Журавской и при прорыве потеряла до 400 человек… Затем воевал в 5-м гусарском Александрийском полку до эвакуации из Крыма в составе врангелевской армии.
На чужбине пришлось до дна испить горькую чашу эмиграции. Вместе со многими другими однополчанами из Турции перебрался в Сербию. Они тогда надеялись, что православные сербы, из-за которых Россия, кстати, и вступила в Первую мировую войну, помогут бесприютным эмигрантам. Однако бедная Сербия сделать могла немного, да и чем было там заняться бывшим офицерам, которые не владели никакой другой профессией? Сукачеву удалось устроиться в пограничную стражу ( Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (будущей Югославии)) на службу на албанской границе на Охридском озере. Но носил он мундир "стражника" недолго – отряд сократили.
Работал на строительстве шоссейных дорог, истопником, рабочим на шоколадной фабрике. Учился в Белградском университете на инженера-строителя. После долгих поисков работы бывшему офицеру удалось устроиться садовником в саду Женской медицинской академии Белграда. Но садовником бравый штабс-ротмистр оказался никудышным. Когда оказалось, что вместо тополей он посадил калину, Сукачева с позором уволили. Когда опечаленный безденежьем и отсутствием работы Сукачев уныло пил ракию в одном из кафе Белграда, к нему неожиданно подошел его прежний знакомый – полковник Миклашевский и сделал странное предложение, предложив ему поучаствовать в общей борьбе против коммунистов в соседней Албании. Миклашевский служил в сербской армии, имея чин полковника. В это время у сербов были большие проблемы с соседней Албанией. В этой стране прочное гнездо свили коммунисты, которые при поддержке из СССР готовили по всей Европе "мировую революцию".
Но где найти добровольцев? Недолго думая, Миклашевский отправился в кафе, где и встретил Сукачева. Тот тоже был рад принять участие в вооруженной борьбе против большевиков. Они вместе отправились по Белграду, вербуя наемников прямо на улицах. Благо бывших русских офицеров по их безупречной выправке было за версту видно, несмотря на гражданскую одежду. Вскоре приятели набрали отряд из 108 человек. Деньги были – албанский король дал Миклашевскому крупную сумму в наполеонах – золотых французских монетах. С декабря 1924 года отряд русских наемников сосредоточился в пограничном с Албанией городе Дебари. У авантюристов были восемь итальянских пулеметов "Фиат" и четыре устаревшие бронзовые пушки. С таким вооружением горстка смельчаков готовилась завоевывать Албанию. Первый бой с прокоммунистическими отрядами, общая численность которых достигала более тысячи солдат, произошел у города Пешкопея. Там на площади уже были установлены виселицы, чтобы казнить "этих русских наглецов". Однако отряд белых офицеров одержал сокрушительную победу. После этого албанская армия стала разваливаться и вскоре вообще разбежалась. Уже 22 декабря русский отряд без боя вошел в Тирану, встреченный с флагами и военным оркестром при всеобщем ликовании населения.
Приключения русского отряда в Албании вызвали гнев военного руководства белых в Западной Европе. Врангель рвал и метал, когда узнал, что его подчиненные напали на соседнюю с Югославией страну. Он опасался, что такие акции могут осложнить положение русских эмигрантов в Европе.
Однако Ахмет-бей Зогу, который вскоре стал президентом Албании, был доволен и долго не хотел отпускать русских, которые помогли ему утвердиться во власти. Русский отряд был распущен только в 1926 году, после того как король сформировал собственную армию. Однако и после этого Ахмет-бей предложил каждому его участнику пожизненную пенсию при условии, что русские останутся жить в Албании. Однако жизнь в Тиране оказалась невыносимо скучной, и белые офицеры стали постепенно разъезжаться. Надо сказать, судьба абсолютного большинства воспользовавшихся предложением остаться людей оказалась трагичной: по окончании Второй мировой войны почти все они были расстреляны новым руководством страны.
К апрелю 1939 года из бывших наемников в Тиране остались всего четыре человека, в том числе и сам Сукачев. Он получил чин майора албанской армии, командовал гвардейским полком.
7 апреля 1939 года итальянская армия начала операцию по захвату Албании. Наступающим был дан, по сути, единственный бой – полк королевской гвардии во главе с Львом Сукачевым сдерживал наступление итальянцев на столицу, дав возможность эвакуироваться королевской семье с малолетним наследником. Силы были неравны, Лев Павлович оказался в плену.
Узнав что он Русский,итальянцы пришли от его действий в восторг и, вместо того чтобы посадить противника в тюрьму, предложили перейти к ним на службу. Недолго думая, Сукачев принял это предложение. А что было делать? В оккупированной Албании армия была распущена, и ему снова грозила безработица. Летом 1943 года, будучи полковником и командиром отряда по защите взлётно-посадочной площадки ("аэропорта") в Лучиньяно, Лев Сукачёв организовал перевод вверенной ему часть на юг для соединения с армией маршала Пьетро Бадольо,к этому времени свергнувшему Муссолини и действовавшему на стороне англо-американских союзников. В результате штабс-ротмистр из Петрограда прослужил в итальянской армии десять лет, став бригадным генералом в 1947 г. – единственным в истории русским, получившим такой чин. Это позволило ему в 1949 году уехать в США. Сукачев счастливо избежал депортации в СССР, чем занимались рыскавшие после войны по всей Европе агенты НКВД. В сша Имел свою мастерскую. В 1955 г. в результате болезни остался парализованным на правую сторону тела. Через год переехал в Нью-Джерси, в 1969 г. — в Вашингтон, а затем в Монтерей (Калифорния). Там же и умер в январе 1975 года.
Нет сомнения, герой нашего повествования прожил яркую, интересную и достойную жизнь. Через похожие приключения прошли тысячи наших соотечественников,покинувших страну после Гражданской войны. Вообще же участие русских эмигрантов в локальных войнах и вооруженных конфликтах по всему свету еще ждет своего изучения.
На этом всё.Спасибо за внимание!