У средневековых королей были своеобразные, можно сказать, страстные отношения со Смертью - большинство относились к данному событию крайне серьезно и не готовы были пустить дело на самотек.
Особенно это касается Габсбургов: кто-то, как Филипп 2, при жизни построил себе мавзолей, кто- то участвовал в репетиции собственного отпевания, кто-то водил в семейный склеп экскурсии. Некоторые семейными фото показывают гостям, а Габсбурги - семейные останки. В-общем, когда серьезное отношение к смерти соседствует с желанием контролировать все и вся, результат получается по меньшей мере любопытным.
Император Максимилиан 1 - большую часть жизни энергичный и неунывающий рыцарь, тоже на склоне лет поддался семейной похоронной мании - везде возил с собой гроб и в завещании поручил отхлестать плетьми свой труп и выбить ему зубы, а затем выставить результат для публичного просмотра в качестве назидания о недолговечности земной славы. Но все-таки император от славы никогда не отказывался, даже от посмертной - и потому Максимилиан спроектировал памятник в месте собственного захоронения.
Памятник представлял собой шикарный мраморный саргофаг, где должен был покоиться сам Максимилиан, но изюминка заключалась в другом. Император планировал наводнить часовню сотней скульптурных изображений своих предков, которые как бы будут идти за саргофагом в похоронной процессии.
Предки предполагались как реальные, так и мифические - вроде короля Артура. Но к моменту смерти императора было готово только девять бронзовых скульптур.
Начатое взялись закончить внуки Максимилиана - Карл и Фердинанд. Однако хочешь сделать хорошо - делай сам! Максимилиан не успел, и первоначальный замысел потому претерпел значительные изменения: вместо ста фигур саргофаг Масимилиана окружают только двадцать восемь. Причем не в похоронной процессии, а выстроившись по кругу, с презрением взирая на простолюдинов, пришедших поглазеть.
Фигуры очень внушительные, ростом 2,40 м, в народе они известны под прозвищем "Черные люди". Либо от того, что бронза потемнела, либо из-за отнюдь не ангельских характеров покойных. Парочка копий, если не ошибаюсь, есть в Пушкинском музее.
Ну и наконец, самое забавное - все усилия были зря и саркофаг на самом деле пуст! Максимилиан завещал похоронить себя в Винер Нойштадте, что и было исполнено.
Однако по мере изготовления фигур, стало ясно, что процессия получается слишком увесистой, и пол часовни, где похоронен император, не выдержит наплыва бронзовых гостей. Поэтому тело императора Макса покоится в Винер Нойштадте, а кенотаф - в Хофкирхе в Инсбруке.
Интересно, что среди свирепых, вооруженных до зубов мужиков, есть восемь женских фигур. Достойными находиться в такой блистательной процессии Максимилиан и его внуки посчитали следующих дам: Елизавета Каринтийская, Кимбурга Мазовецкая, Елизавета Люксенбургская, Мария Бургундская, Бьянка Мария Сфорца, Хуана Безумная, Кунигунда Австрийская и Маргарита Австрийская.
Потому, если окажитесь в Инсбруке, очень рекомендую посетить это место.