Найти в Дзене
Савельев Николай

Заметки о кризисе 2020

Оценки. Ситуация в начале 2020 года, в России и не только, укладывается в слова Л.Джорджа о мировой системе экономики в начале Первой мировой войны: это сложнейшая канализация, в которую засунули гранату.

Потери труда и активов. Происходящие потери в полезном использовании трудовых ресурсов (карантин, остановка предприятий, увольнения, гонка вооружений, безработица, снижение качества трудовых ресурсов, отвлечение труда на проекты типа полетов на Луну – все это означает потерю активов реального сектора экономики. А последние, по своей экономической природе, являются основой национального кредита и конечным обеспечением любой национальной валюты.

В среднесрочной перспективе нас ожидает латентная инфляция, еще больший дефицит потребления домашних хозяйств и новая волна депопуляции. Экономические границы России в глобальном устройстве мира будут продолжать сжиматься.

Чрезвычайное финансирование. Тема нахождения чрезвычайных денег неизбежно стала занимать главенствующее положение в деятельности государства. Оставим в стороне накопленные фонды от высоких цен на нефть. Скоро от них останутся воспоминания. А что кроме? С одной стороны – политика либералов с упованием исключительно на жесткую или мягкую деятельность регулятора – Банка России (в конечном счете - это операции с объемом денег населения, обращающихся в балансах рыночной экономики). А денег, вслед за активами, становится все меньше. С другой – опять же через регулятор – предлагается «залить» экономику эмиссией денег. Но это все равно, что выдавать новые ложки к столу, за которым уже кое-кто хорошо покушал.

Итогом и того и другого пути будет потеря обеспечения рубля чистыми активами экономики. Перспективы описаны выше.

Что делать? Истина лежит всегда посередине. Чрезвычайное финансирование необходимо критически. И его придется изыскать. На объявленное введение новых налогов на дивиденды население ответило изъятием вкладов… Тогда что?

Во-первых, надо не лукавя, сказать - придется «скидываться» всем миром. Но как?

Немного истории. В истории России (например – после Смуты) были чрезвычайные временные сборы: и «пятая деньга», и «двадцатая деньга», и «ямчужные деньги» (на производство пороха), и сборы на выкуп пленных… Подчеркну – временные сборы. И платил их государю, по большей части, крупный бизнес.

В годы Великой отечественной войны чрезвычайное финансирование обеспечивал госзаем. Были зарплаты солдат, сержантов, офицеров, было поощрение за сбитые, потопленные, ликвидированные вражеские ресурсы. Это начисления зарплат. Но в выплатах основную часть начислений прямо у кассы переводили через госзаем на финансирование военных нужд и лишь немного наличных оставалось на руках для личных расходов, когда части отводили на переформирование и отдых.

В современной практике можно обратить внимание на США, где в регулировании финансов при нехватке кредитных ресурсов применяются выплаты зарплат пакетами акций компаний. Т.е. часть зарплат сразу становится прямыми внутренними инвестициями.

Эта мера может быть весьма полезной для современной России. Не надо облагать налогом дивиденды от сбережений людей в банках. Эти деньги и так уже работают на экономику и через экономику – на доходы бюджета. Но полезно было бы установить законом требование переводить долю сверхвысоких зарплат в акции российских компаний. Принцип простой: на каком поле собрал, то и засевай.

С этим полезно было бы установить премиальные системы амортизации основного капитала для улучшения балансов отраслей и территорий с дефицитами активов экономики. Это создаст новую картину инвестиций и стоимости акций российских компаний и, соответственно, новую почву для дополнительного притока в экономику сбережений среднего класса населения.

К таким мерам потребуется приложить пакет ответственности менеджмента за вывод активов компаний по «серым схемам». Это через динамику чистых активов должен отслеживать аудит, вся система контрольных органов и соответствующие министерства федерального и субфедерального уровня. И расцениваться «серый» вывод активов должен как тяжкое преступление.

Как любые меры, подобные изменения будут вызывать ответную реакцию. И не всегда она будет положительной. На это тоже надо реагировать. К таким мерам потребуется широкий трехсторонний переговорный процесс по выработке политики активов в территориальном и отраслевом разрезе, как важнейшего элемента государственной экономической политики.

Это в полном смысле новый курс. Но он отвечал бы вызовам времени и стихии рынка. И мог бы без потрясений дать достойное будущее всем россиянам.

С уважением, Николай Савельев

действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса.