Ранее в своих статьях я писал: почему ПИФ - это невыгодный финансовый инструмент и как я терплю убытки в самом доходном ПИФе 2015 года (ссылки в конце статьи).
Но наступило новое разочарование - ПИФ переименовали и сменили стратегию.
Надеюсь, своей статьей, я смогу переубедить Вас никогда не инвестировать в ПИФ.
Предисловие.
В 2017 году я купил ПИФ "Потребительский сектор" от ВТБ Капитал на сумму 150 тыс. руб. и это была ошибка моей молодости (тогда я еще не умел и боялся самостоятельно инвестировать).
ПИФ "Потребительский сектор" включает акции компаний из потребительского сектора: продуктовые товары (Магнит, X5 Retail Group, Группа Черкизово, Русская аквакультура), детские товары (Детский мир), бытовая техника (М.Видео), фармацевтика ("аптека 36,6", Протек), транспорт (Аэрофлот).
Мой замысел был такой: люди будут кушать всегда, и в кризис, и в зажиточные времена, поэтому этот ПИФ - беспроигрышный вариант, тем более за предыдущие годы, с 2015 по 2017 год стоимость пая - выросла в два раза. Баффет тоже рекомендует покупать акции потребительского сектора.
Но стратегия не оправдалась - в России средний чек в магазинах упал с 1000 руб. до 500 руб. и соответсвенно потребительский сектор - просел.
Обратите внимание на график стоимости пая ПИФ "Потребительский сектор" - он непрерывно 3 года подряд падал, при этом управляющая компания всегда брала комиссию за управление (6 млн.руб. в год) - и это основной недостаток ПИФ. Управляющая компания не значительно заинтересована в росте стоимости пая, так как лично она всегда будет в прибыли.
Падение стоимости ПИФа, конечно, связано не только с нежеланием управляющей компании эффективно управлять, но и с конъюнктурой рынка. Управляющая компания заранее предупреждала, что ПИФ относится к высокорискованым, есть риск значительного снижения стоимости.
На рисунке отмечено, что я купил ПИФ почти на самом максимуме его ценны.
Новое разочарование
С 21.02.2020 года, без уведомления, управляющая компания ВТБ Капитал переименовала ПИФ "Потребительский сектор" в ПИФ "Мировые премиальные бренды".
На самом деле это "кидок".
Была одна стратегия: потребительские товары, эконом-сегмент, а стала стратегия: премиальные бренды, элитные, дорогие товары. Новая стратегия - это явно не то, на что засчитывали старые пайщики.
Новая стратегия ПИФа и его описание приведено на сайте УК ВТБ Капитал (ссылка)
Можно предположить причины переименования - отрицательная динамика пая в течении последних трёх лет. С такой динамикой - люди не пойдут покупать паи ПИФа, тем более ежегодно проводятся конкурсы на "самый доходный ПИФ", есть множество рейтингов ПИФов от разных управляющих компаний.
Кроме того, управляющая компания специально в договоре прописала, что имеет право переименовывать и менять стратегию - не уведомив пайщиков.
Но, зайдя на сайт УК ВТБ Капитал узнаем еще более интересные вещи - ПИФ переименовали, а портфель акций - остался прежний.
Итог
ПИФ - это: непрозрачная структура; отсутствие информирования и диалога с пайщиком (по сути - хозяином акций и нанимателем управляющей компании); высокие комиссии; отсутствие инвестиционных налоговых льгот (ИИС); отсутсвие гарантий положительного результата; если всё пойдет плохо - ПИФ переименуют и из интернета сотрут всю прошлую информацию о нем.
В следующих статья - расскажу о более успешных кейсах инвестирования.
Читайте другие мои статьи:
Как у меня отняли иностранную акцию?
Состояние моего облигационного портфеля в кризис
Состояние моего ETF портфеля в кризис