В 1922 году молодая ассистентка кафедры микробиологии Женского медицинского института Зинаида Ермольева изучала возбудителей холеры. В водопроводной воде она обнаружила некие вибрионы, которые, по её мнению, могли служить переносчиком распространителем холеры. Она выпила «подозрительную» воду. В результате тяжёлое заболевание, едва не окончившееся трагически.
Но, выжив и продолжив исследования, она предложила методы обеззараживания воды хлором, которые используются до сих пор. А светящиеся вибрионы – носители холеры были названы её именем.
В 1939 году Зинаида Ермольева работала в Афганистане, где начиналась эпидемия холеры. Там она разработала, - внимание, - методы экспресс-анализа холеры. Более того, под её руководством было создано мощное лекарство, эффективное при холере, дифтерии, брюшном тифе.
В 1942 году в немецкой армии под Сталинградом началась эпидемия. Чтобы холера не перекинулась на мирных советских людей и в наши войска, - туда была направлена профессор микробиологии Ермольева.
Это она остановила эпидемию, - за что немного позже получила Сталинскую премию. Ермольева организовала хлорирование колодцев, ввела массовые обязательные противохолерные прививки. Но главное, - обеспечила производство бактериофага, - профилактического препарата от холеры. Его принимали по 50 тысяч человек ежедневно, - и битвы с холерой под Сталинградом удалось избежать.
Но, пожалуй, главное открытие она совершила, создав советский пенициллин. В то время это был самый известный и эффективный антибиотик. Но имелся он только на Западе. Технологией его изготовления с Советским Союзом делиться никто не собирался.
Перед Ермольевой была поставлена задача разработать советскую, собственную технологию получения пенициллина. Этот препарат создан на основе плесени. Около десяти лет назад Ермольева уже пыталась создать подобный антибиотик, но медицинские чиновники запретили ей заниматься изучением плесени, посчитав это «мракобесием».
И команда учёных под её руководством создала такой препарат в кратчайшие сроки. Назвали его «Крустозин» и сразу отправили на тестирование в военные госпитали. Советский пенициллин спас множество людей, подсчитать количество которых просто невозможно.
Слава о советском чудо-лекарстве распространилась по миру. В СССР приехал лично изобретатель пенициллина Г.Флори, чтобы сравнить своё изобретение с аналогом Ермольевой.
А сравнив, нашёл в себе мужество признать советский препарат более эффективным, заодно назвав Зинаиду Ермольеву «Госпожой Пенициллин».
Так её потом коллеги называли всю жизнь.