Правда, моллюски? Разноцветные? Без ракушки? А не пришельцы ли это?..
Нет, не пришельцы! Они в самом деле живут у нас под боком: плавают в мрачных морских водах, заводят разноцветное потомство, выясняют отношения со своей пищевой цепочкой и т.д. Называются они голожаберными моллюсками (либо Nudibranchia, латинское название переводится абсолютно так же). Эти ребята словно выпали из всех научных классификаций, застряв где-то между орхидеями, бабочками, лягушками-древолазами и персидскими коврами - настоящие аутсайдеры, правда? И да и нет.
Происхождение голожаберных моллюсков
У науки к ним остаётся ещё много вопросов, однако Nudibranchia на данный момент неплохо изучены и описаны. Они оказались на удивление тихими (ха-ха, под водой-то) и незначительными, но при этом яркими и довольно странными участниками морских тусовок. Внешне похожие на неоновых богов рейва, голожаберники сильно выделяются среди прочей подводной публики.
Итак, Nudibranchia это отряд брюхоногих моллюсков (внимание!); он состоит из более чем сорока семейств и нескольких сотен видов. Иными словами, они все дальние родственники осьминогам и очень близкие - улиткам и слизням. Что-то вроде двоюродного брата, который живёт в центре Парижа, вечерами тусуется в Moulen Rouge, а тебе совсем не звонит.
Как же так получилось, что такие разные существа на деле оказываются столь близки морфологически? Всё дело, как обычно, в эволюции и её выходках. До сих пор, правда, не до конца понятно, что именно употребляли предки этих странных моллюсков и кому из подводных богов они перешли дорогу, однако есть определённая научная гипотеза на эту тему.
Началось всё где-то в Мезозое, когда по суше ещё ходили динозавры. Представим себе океаны Земли миллионы лет назад: огромные ракоскорпионы, трилобиты, какие-то намёки на рыб и прочая нечисть. Уже имеются и древние брюхоногие моллюски (=улитки), они оформились как группа, у каждого есть раковина, нога для передвижения и медицинская страховка. К этому моменту, кстати, многие из них уже успели сбежать от своих проблем на сушу и остаться там на ПМЖ. Такие дела.
Из тех брюхоногих, кто остался на родине, 99% ползает по дну и прибрежным скалам, на этом их ойкумена и заканчивается. Плавать они не умеют ни капельки. А как же оставшийся один процент? По всей видимости, это жертвы подводных торнадо, подводных смерчей и подводной чёрной магии - повторюсь, нормальная уважающая себя улитка в те времена плавать не может.
И вот однажды в морском улиточно-слизнячьем сообществе возникает спор на тему освоения поверхностных вод и их обживания. Большая часть улиток, понятное дело, вновь остаётся при своём мнении (нас, мол, и здесь неплохо кормят). Ну а горстка смельчаков всё-таки принимает вызов - именно они станут героическими дедушками и бабушками современных Nudibranchia.
Вопреки всем стихиям, спустя тысячелетия регулярных тренировок и зарядок по утрам, безо всякого спортпита и халтуры эти ребята эволюционируют, становясь лучшими версиями себя. К новому атлетичному облику прилагаются разные функциональные бонусы - например, развитые внешние жабры (те самые, голые), иммунитет к ядам и яркий пафосный шмот (само собой). Ещё (по вроде очевидным причинам) они отказываются от старомодных громоздких раковин. И вот теперь наши герои-физкультурники реально становятся супергероями морей, некоторые из которых теперь даже умеют плавать!
Если говорить о плавательных навыках, то они всё же достались не всем; но это не значит, что кто-то остался в тени более крутых собратьев, о нет. Разнообразию голожабринских навыков охоты и выживания, весь спектр которых до сих пор не изучен, можно лишь позавидовать. Судите сами: одни умеют становиться невидимыми и одновременно светиться, другие накапливают стрекательные клетки и травят врагов токсинами, третьи маскируются под что угодно (привет осьминогам) - и это не считая общих регенеративных способностей и (опять же) кислотного прикида. Как и везде в животном мире, яркая раскраска используется вместо тысячи слов - как предупреждение врагу ("Я опасен и ядовит, уходи прочь!"). Короче говоря, они заняли свою нишу и уже никому её не отдадут.
Строение голожаберных моллюсков
Особенности строения, отличающие Nudibranchia от обычных брюхоногих, можно упорядочить по пунктам.
Во-первых, это отсутствие раковины - именно поэтому их так часто называют слизнями (в основном, для кликбейта, конечно). Оставив свои ранцы и рюкзаки в Мезозое, голожаберники смогли иначе распределить нагрузку, научились более свободно двигаться и вообще жить им стало намного легче. Естественно, прибавилось и проблем - моллюски (с латинского, кстати, "мягкие") так остались бесхребетными созданиями, но никакой брони вокруг внутренних органов у них больше нет. Итог: ищем другие возможности сражаться с повседневностью - и находим их!
Во-вторых, строение мышечной ноги у многих тоже изменилось - хотя бы потому, что теперь ей приходится не ползать, а грести (!), чтобы плыть. На самом деле, плавают эти моллюски ох как по-разному: взять, например, огромного Тетиса (Tethys), Флабеллину (Flabellina sp.) и Pteraeolidia ianthina (фото для сравнения ниже).
Смотрите сами: одному приходится распластавшись болтать "плавниками", другие двое извиваются как ужи и тоже плывут вперёд - всё благодаря "ноге", которая видоизменилась и стала более тонким инструментом для передвижения. Иными словами, технически это как бы тот же слизень, но он как бы плавает.
В-третьих, конечно, те самые голые жабры (либо папиллы, о них ниже). Эти органы освободились от раковины и теперь торчат наружу, словно надстройка авианосца - втягивают кислород из воды.
Остальные, более мелкие отличия уже вырастают из этих трёх, они индивидуальны для каждого вида. Ну, а если говорить о сходствах "стоковых" улиток и голожаберников, то вот вам...
Ещё один важный момент - голожаберные моллюски бывают доридиды и эолидиды, и зависит это от строения дыхательных органов. Они всегда находятся на спине, можно заметить явные отличия:
- либо видны настоящие внешние жабры, собранные в один пучок - будто соцветие или кочан капусты (привет, Nemrotha cristata) - тогда речь о доридидах.
- либо функцию жабр выполняют те самые папиллы; их особенность в том, что они защищены слоем кожи, будто конечности, а сами собой, по факту, являются отростками моллюсочьей печени (!); папиллы растут рядами и вообще похожи на перья/лес/лепестки - это всё уже про эолидид. ипичный эолидид из соседнего подъезда
Glaucus
Личное знакомство с Nudibranchia предлагаю начать с блестящего синего Главка (Glaucus): он мал (максимум пара сантиметров длины), но с лихвой компенсирует это своей харизмой, упрямством и навыками маскировки.
Крохотный бандит, так похожий на птицу, не боится нападать на добычу больше себя (обычно это водоросли и всякие гидроиды), а после обеда предпочитает зависнуть между водой и воздухом, скрываясь от облавы врагов.
Видите его лазурную узорчатую спинку? Так вот, на самом деле это живот, ага. Всё дело в том, что отдыхает он брюхом кверху, что и позволяет ему сливаться с волнами; и наоборот - спина его, обращённая книзу, блестит серебром, которое (по идее) должно напоминать оттенок "цвет неба из под воды". Оставим эти тонкости Главку - он оттачивает свои навыки уже тысячи лет, ему лучше знать.
Tethys
Жуткий и хищный Тетис (Tethys) - настоящий подводный маньяк. Судите сами: умеет прятаться среди водорослей, может зарываться в песок, взмывать к поверхности воды и нападать, нападать, нападать на врагов, перемалывая их своим языком-тёркой. Ловит он их своим кожным неводом, как старик из сказки - потом давит об дно и кушает. А ещё он огромный - до тридцати сантиметров (!) в длину. Настоящий местный дракон.
Aeolidia
Это такая тарелка спагетти? Или это ёжик-альбинос? Нет и нет: просто красотка Эолидия ползёт в магазин. Она интересна в первую очередь тем, что поедает разных токсичных личностей (актиний, например), а потом накапливает в себе их стрекательные клетки, не переваривая их. Что в результате? Дамочка прекрасно может за себя постоять и зажалит до смерти любого негодяя, который клюнет на её аппетитные формы.
Продолжение следует!
С вами канал "Живое Море" - подписывайтесь, чтобы раньше других узнавать разное и интересное!