«Дорогой друг!.. Мы сегодня в Цюрихе в ажитации: от 15 марта есть телеграмма в «Zurcher Post» и в «Neue Zurcher Zeitung», что в России 14 марта победила революция в Питере. Коли не врут немцы, так правда», —
это строки из письма В.И. Ленина, находившегося в тот момент в Цюрихе, товарищу по революционной деятельности в Кларан.
Есть версия, что вождь мирового пролетариата слабо верил в возможность совершения революции, по крайней мере, при его жизни, потому «ажитация» и возникла. Но в данный момент важен адресат данного послания — Инесса Арманд. Даже своей верной последовательнице и соратнице Александре Коллонтай он напишет лишь на следующий день. Чем же Владимиру Ильичу так важна Арманд, что именно с нею о спешит поделиться новостью о революции?
Да, безусловно, она тоже революционерка, но характер писем к ней и к той же Коллонтай абсолютно различен. Да ещё это обращение: «Дорогой друг!» Кстати, именно так Ленин начинает все письма к Инессе Фёдоровне.
Биографы этих людей и историки разделяются на два лагеря: одни утверждают, что между Арманд и Лениным был роман, другие уверены, что их связывали исключительно рабочие отношения.
И действительно, тон посланий Владимира Ильича весьма уважителен, он обращается к Инессе исключительно на «Вы». Она же пишет ему:
«Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твоё лицо так оживляется, и, во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал...»
Инесса Фёдоровна обращается к вождю на «ты» и завершает письма фразой: «Крепко тебя целую. Твоя Инесса».
Они познакомились в родном для Арманд Париже в 1910 году. Поначалу Инесса, по её собственному признанию, побаивалась Владимира Ильича и завидовала тем, кто мог спокойно приходить к нему и разговаривать. Но потом привыкла, они стали подолгу общаться, и Ленин сделал её своим доверенным лицом.
Хотя ряд исследователей полагает, что и любовницей тоже. В доказательство они приводят слова французского социалиста Шарля Раппопорта:
«Ленин не спускал своих монгольских глаз с этой маленькой француженки».
Но что же здесь удивительного: Инесса была красивой женщиной, чего не скажешь о Надежде Константиновне, и глаз вождя мог на ней «отдыхать».
Прямых доказательств любовной связи Арманд и Ленина нет, но это не мешает историкам строить предположения. Более того, некоторые из них утверждают, что Крупская была в курсе этих отношений и до поры до времени закрывала на них глаза. Но в какой-то момент ей надоело терпеть, и Арманд была вынуждена уехать, но переписку с Владимиром Ильичом не прекратила.
И вот в марте 1917 года Ленин с удивлением сообщает ей о свершившейся в России февральской революции. Правда, результатами её он недоволен. По мнению Ильича, к власти не должно было прийти Временное правительство: стачки и забастовки проводили большевики, в тюрьмах и ссылках также находились большевики — они-то и должны были взять власть в свои руки. Но не случилось, поэтому следует проводить второй этап революции.
И уже в апреле 1917 года Арманд и Ленин в одном купе возвращаются в Россию, где развивают бурную деятельность, которая завершается Октябрьской революцией. Инесса Фёдоровна возглавляет женский отдел ЦК РКП(б) и учит всех женщин бороться с традиционными семейными ценностями, ратуя за свободные отношения.
Работа эта, судя по всему, была не из лёгких, потому что уже в 1920 году Ленин весьма озабочен здоровьем Арманд.
«Дорогой друг! Грустно очень было узнать, что Вы переустали и недовольны работой», —
пишет ей Владимир Ильич и предлагает отправить её в санаторий на Кавказ, где всё лучшим образом организует его друг Серго Орджоникидзе.
Инесса соглашается, и вскоре Ленин получает телеграмму от Серго, что у товарища Инессы всё в порядке. А уже через два дня Ильичу снова приходит телеграмма, в которой сообщается, что Арманд заболела холерой и умерла.
Её тело доставили в Москву, чтобы похоронить у Кремлёвской стены. И здесь, на похоронах, по свидетельствам двух очевидцев проявились истинные чувства Владимира Ленина к Инессе Арманд. Александра Коллонтай вспоминала:
«Когда мы шли за её гробом, Ленина невозможно было узнать. Он шёл с закрытыми глазами и, казалось, вот-вот упадёт».
Ей вторит законная супруга вождя Надежда Константиновна:
«Боюсь, чтобы смерть Инессы не доконала Володю. Он плачет и смотрит в одну точку».
Так может, правы те исследователи, кто говорит, что роман между Лениным и Арманд был не только в письмах?
Хотя, это уже останется в загадках. Любые теории невозможно ни доказать, ни опровергнуть, так как герои этих историй уже сами ничего нам не расскажут.
👍 Подписывайтесь на блог, ставьте лайк, делитесь с друзьями. Нам очень нужна Ваша поддержка! 🙏