64 подписчика

Конституция Филиппа Орлика

336 прочитали

Данный очерк, посвящен рассмотрению такого правового документа XVIII века, как «Договоры и постановления прав и вольностей войсковых….», составленного украинским государственным и политическим деятелем Филиппом Орликом и несколькими казацкими старшинами в 1710 году. В историографии данный документ также известен, как «Конституция Филиппа Орлика», а в публицистике и украинской школьной учебной литературе, упомянутый правовой документ часто называют «первой современной конституцией» .

Портрет Филиппа Орлика
Портрет Филиппа Орлика

В первую очередь, стоит сказать о том, кем был автор рассматриваемого документа. Родился он в 1672 году в селе Косути Ошмянского повета, что неподалеку от Вильно, современного Вильнюса. Отец его был наследником старинного рода чешских баронов Орликов, некогда владевших обширными территориями в Чехии и Моравии, а затем перебравшихся в Литву. Мать Филипа происходила из родовитого белорусско-литовского шляхетского рода. В Вильно Филипп учился в иезуитском коллегиуме. После его окончания он перебирался в Украину и поступил в Киево-Могилянскую академию. Таким образом, важно обратить внимание на два важных момента, во-первых, Филипп Орлик не был выходцем с Украины, а во-вторых, он был образованным человеком и свободно владел латынью.

После окончания Киево-Могилянской академии получил должность кафедрального писаря Киевской митрополии, а затем стал писарем в Генеральной канцелярии Войска Запорожского. Вскоре, за свои способности получил пост старшего канцеляриста, а затем должность управляющего делами генеральной войсковой канцелярии и наконец, в 1706 году стал генеральным писарем Войска Запорожского. Тут важно заметить, о быстром карьерном росте, что еще раз подчеркивает образованность и талантливость Филиппа Орлика, а также его осведомленность в политико-правовых делах Украины того времени.

После поражения в битве под Полтавой совместно с Мазепой Филипп Орлик отправился в Османскую империю, а после смерти гетмана, 5 апреля 1710 года был избран казаками на его место. И в этот же день на казацкой раде были представлены «Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского», договор между новоизбранным гетманом, казаками и всем украинским народом .

Документ был составлен в двух экземплярах — на западнорусском письменном языке («Договоры и постановления прав и вольностей войсковых») и на латыни («Pacta et Constitutiones legum libertatumque Exercitus Zaporoviensis»). Стоит отметить, что на западнорусском (староукраинском) языке слова «конституция» нет. В латинском варианте слово «constitutiones» в переводе на русский звучит как «постановления», или «конституции» (всегда во множественном числе). Документ был составлен по аналогии с pacta conventa — избирательной капитуляцией избранного польского монарха . Важно также заметить, что преамбула рассматриваемого нами правового документа, несмотря на свою антироссийскую полемику, идентична преамбулам указов Петра I и его современников-политиков .

Документ состоял из преамбулы и 16 статей. В преамбуле трактовалась история и путь становления казачества, история которого излагалась с позиций хазарской теории происхождения казаков, популярной среди антироссийски настроенной части казацкой старшины в XVII—XVIII веках. Это яркий пример этногенетического мифа, который составлял основу идеологии казачества. Скорее всего, он возник в эпоху Возрождения, как антология к легенде о происхождении польской шляхты от сарматов. Благодаря этой хазарской этногенетической легенде, элита казачества смогла сохранить свою этническую осознанность в условиях жесткой политики Речи Посполитой в XVII—XVIII вв.

Особого внимания заслуживает само содержание документа. В т.н. «Конституция Филиппа Орлика» провозглашалась независимость Малой России от Русского царства и Речи Посполитой; при этом оговаривалась протекция шведского короля и постоянный союз с Крымским ханством. Территория Войска Запорожского определялась согласно Зборовскому договору 1649 года. Столицей был определен Киев. Также в статьях отмечалось, что дела о нанесении вреда гетману должен рассматривать Генеральный суд, в дела которого гетман не имел права вмешиваться. Кроме того, в статьях правового документа отмечалось, что казна и госимущество должны были быть в ведении Генерального подскарбия. Важным пунктом «конституции» было то, что на содержание гетмана выделялись отдельные земли, а гетман обязывался защищать всё население от чрезмерных налогов и повинностей, помогать вдовам и сиротам. Оговаривался в «конституции» и вопрос веры: ««не давать дозволения на проживание в Украине последователям чужой веры, особенного лживого иудаизма».

То есть, во-первых, в правовом документе были заложены принципы раздела власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Во-вторых, в «конституции» предусматривались меры по предотвращению ошибок и самодержавия. В-третьих, конституцией предусматривалось участие в Раде не только властной верхушки казацкого государства, но и представителей народа: «На эти сессии должны прибыть не только полковники со своею старшиной и сотниками, не только генеральные советники со всех полков, но и также послы от Низового Войска Запорожского для участия и совета» . В-четвертых, в документе признавался протекторат над Украиной «светлейшего короля шведского» . И в-пятых, предписывалось защищать православную веру и бороться против иноверцев.

Особого внимания заслуживает то, что в рассматриваемом нами документе чередуются названия территории государства как Малая Россия и Украина. Территория определяется как «Малая Россия, отчизна наша» (статья 2), «Украина» (статья 14), а жители как «Народ Малороссийский», «Сыны Малороссийские». Киев именуется «стольным градом» и вместе с другими «украинскими городами» сохраняет все свои права (статья 13) .

Карта территории Украины по описаниям де Боплана, 1648.
Карта территории Украины по описаниям де Боплана, 1648.

По замыслу Филиппа Орлика документ должен был вступить в силу и быть ратифицированным королём Швеции Карлом XII в случае его победы в Северной войне. Однако после поражения Швеции и по итогам Ништадского мирного договора утратилась всякая надежда на вступление документа в силу и, по сути, документ был уже априори «мертворожденным» в момент своего создания. Несмотря на это, «Конституция Филиппа Орлика» заслуживает особого внимания, поскольку данный правовой документ является уникальным для своего времени, как по своему формату, так и по своему содержанию и характеру.

Что касается правовых источников, которыми пользовался Филипп Орлик, то в украинской историографии существует точка зрения, что поскольку гетман в своих письмах доводит, что Украина еще в древние времена имела свой этнос, обычаи и традиции, то следовательно автор «конституции» использовал также и те правовые обычаи и давние акты, которые дошли с самых давних времен . Однако, для того, чтобы дать точный ответ на этот вопрос, на мой взгляд, истоки конституции нужно искать в тех статьях, которые писались украинскими гетманами в ХVІІ-XVІІІ веках, а не в древнерусских правовых документах.

В заключении, хотелось бы сказать, что до недавних пор рассмотренный в нашем эссе документ, был известен, лишь в копиях. В 1847 году Осип Бодянский в «Чтениях в Императорском Обществе» обнародовал латинский текст конституции. В свою очередь, автор основывался на копии, хранившейся в бумагах генерального хорунжего Николая Ханенко. В 1859 году в той же серии «Чтений» был опубликован русскоязычный вариант конституции. На протяжении более, чем 100 лет на эти два издания опирались последующие исследования, с них же делались переводы на другие языки. В 1916 году украинский общественный деятель В.Я. Степанкивский издал в Швейцарии латинский текст и перевод на французский. Известны также английский, немецкий, польский варианты конституции. Только в самом конце 2008 года документ был обнаружен работниками Центрального государственного исторического архива Украины в Российском государственном архиве древних актов. (РГАДА, ф.124, оп.2, д.12) .

(с) Шишка Е.А.