Найти в Дзене
antyhype science

Польско-литовские татары

Польско-литовские татары или белорусские татары, липки

Историческая справка

Первые контакты татар с населения княжества Литовского фиксируются в начале XIV в. Хронисты-современники, составлявшие миссии францисканских монахов, и будучи на землях Великого Княжества Литовского в 14 веке, именовали выходцов из Золтой Орды - «скифами». По их описанию они имели раскосые глаза и использовали в своих молитвах азиатский язык. Они совершали набеги на земли княжества, устраивали грабительские рейды и нередко попадали в плен к литвинам. Великий князь Гедимин искал союза с татарскими мурзами: будучи искусным дипломатом, правитель Литвы смог уговорить ордынцев выступить единым фронтом вместе с ним против Немецкого Ордена в 1316 и 1319 годах.

Ордынский всадник XV века в Литве.    Художник – Олег Федоров.
Ордынский всадник XV века в Литве. Художник – Олег Федоров.

Традиционно принято считать, первые татары пришли в Великое княжество Литовское из Золотой Орды вместе с бежавшим в Литву ханом Тохтамышем. Эта информация подтверждается рядом документов иностранных миссий и польской хроникой Яна Длугоша. Это были в основном воины монгольского и тюрского происхождения, в частности «беженцы» из Крыма — караимы. В качестве самостоятельной отдельно этнической группы липки сформировались в конце XIV — начале XV веков на территории Великого княжества Литовского из поступивших на службу к литовским князьям выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайской Орд, Крымского ханства, в том числе потомков Мамая и его воинов (см. князья Глинские). В первой половине XV века образовали вассальные Литве княжества — Джаголдаева тьма и княжество Мансура. На протяжении веков военная служба являлась основным занятием польско-литовских татар. Татары составляли значительную часть конных войск Великого княжества Литовского.

Татарская элита поступала в распоряжение монарха: они становились охраной, курьерами, переводчиками, посланцами. Правитель объединённого государства решал все спорные вопросы, возникавшие между татарскими родами. Тем не менее, существовали формы самоорганизации, опиравшиеся на родоплеменные традиции. На польский манер они именовались хоругвями и имели свою систему управления. Всего их было 6: уланская, найманская, конгратская, юшыньская, баргынская и джалаирская. Названия происходили от наименований родов тюрко-монгольской знати: Найман, Кунграт, Ушин, Баргын, Джалаир. «Уланы» стояли особняком — название указывало на принадлежность к роду Чингисхана.

Литовские татары в наполеоновской армии с красно-белыми польскими знамёнами Художник - Я. Хельминский.
Литовские татары в наполеоновской армии с красно-белыми польскими знамёнами Художник - Я. Хельминский.

В XVIII веке в войске Речи Посполитой насчитывалось несколько татарских полков. В Российской империи в 1797 году, на правах казачьего, был создан Литовско-татарский конный полк. В 1812 году в гвардии Наполеона был сформирован эскадрон литовских татар. Липки также участвовали и на стороне Кутозова. Стоит отметить, что В XIX веке происходит полонизация верхнего и среднего слоя татар, которые переняли польский язык и обычаи, тогда как нижний слой татарского общества перенял белорусский или украинский языки, однако мусульманская религия оставалась, являясь энтноопределяющим фактором.

Солдаты полк татарской кавалерии им. Мустафы Ахматовича
Солдаты полк татарской кавалерии им. Мустафы Ахматовича

После Февральской революции в России возникли структуры литовских татар. 24 марта 1917 года прошло собрание литовских татар Петрограда. 23 апреля 1917 года в Петрограде был создан Временный комитет по организации Союза татар Польши, Литвы, Белоруссии и Украины во главе с М. Полторжицким. В 1919 году в составе польской армии Юзефа Пилсудского сражался Полк татарской конницы имени Мустафы Ахматовича, а командиром белорусских подразделений был татарин Гасан Конопацкий. Некоторые татары-липки (Матвей Сулькевич, Леон Крычинский) приложили усилия к становлению крымскотатарского и азербайджанского независимых государств.Последний значимый этнический и миграционный процесс среди польско-литовских татар произошел в 1944-1951, в ходе «Обмена населением» между СССР и Польшей, в процессе которого ок. 3 тыс. татар переехало с территорий, отошедших к СССР в 1939, обратно в Польшу, на территории которой оставалось всего 2 татарских села: Бохоники (Bohoniki) и Крушиняны (Kruszyniany).

Культурная жизнь

В Великом княжестве Литовском татары называли себя мусульманами (от перс. مسلمان (mosalmān), в турецко-османском произношении müslüman, müsülman (араб. مسلم (Muslim) — покорный воле Бога). Прежде татары называли своё вероисповедание верой бисурманской, а себя — бисурманами. В актах и документах белорусских татар XVII в. неоднократно встречается подобное определение, например, «по нашему бесюрмянскому обряду», «у вере бесурмянской татарской будучи» и т. п. Однако после войн с турками слово «бисурман» (басурман) приобрело в устах христиан пренебрежительный оттенок и перестало употребляться татарами в качестве названия своего народа.

Особые политические и социально-экономические условия, в которых оказалось татарское население Великого княжества Литовского, сыграло основную роль в формировании специфических черт в культуре и языке польско-литовских татар. Отсутствие мусульманских женщин вынуждало к смешанным бракам, способствовавшим быстрой языковой ассимиляции. Уже к концу XVI века перешли на белорусский язык, позднее часть перешла на польский. Для религиозной литературы использовался белорусский арабский алфавит (средство записи белорусского языка с помощью арабской письменности. Он состоит из двадцати восьми графем, с некоторыми отличиями от обычного арабского алфавита).

Религиозные и общественно-культурные центры находились в Вильне, Варшаве, где издавались бюллетень «Рочник татарски» («Татарский ежегодник»), журнал «Жиче татарске» («Татарская жизнь»), действовали Мусульманский религиозный союз Речи Посполитой, Культурно-просветительский союз татар Речи Посполитой, муфтиат. После Второй мировой войны общественно-культурную жизнь в ПНР полностью восстановить не удалось, лишь в 1947 году был восстановлен Мусульманский религиозный союз.

В Санкт-Петербурге сыновья военачальника Константина Ильича Кричинского историк Леон Кричинский и юрист Ольгерд Кричинский внесли значительный вклад в формирование местной татарской общины. Их родственник, архитектор Степан Самойлович Кричинский был одним из участников строительства Соборной Мечети на Петроградской стороне. Под его руководством был построен ряд церквей и доходных домов в столице и её пригородах. Вспомним и наиболее знаменитых представителей этой этнической группы. Корни классика польской литературы Генрика Сенкевича и голливудской звезды Чарльза Бронсона восходят к татарским родам Литвы и Польши.

Польско-литовские татары в настоящее время.

Польша. По данным переписи населения 2011 года татарскую национальность декларировало 1916 человек, в том числе 665 как единственную. В Подляском воеводстве сохранились две татарские деревни с мечетью и мусульманским кладбищем. С 28 декабря 1925 года в Польше действует Мусульманский религиозный союз (правление находится в Белостоке), а с 1992 года — Союз татар Республики Польша (автономные отделы в Белостоке и Гданьске).

В современной Литве татары компактно проживают в Вильнюсском и Алитусском районах, разрозненно — по всей стране. Численргность — около 3,2 тыс.В Литве действует Союз общин татар Литвы (лит. Lietuvos totorių bendruomenių sąjunga), выпускается ежемесячник «Татары Литвы» (лит. Lietuvos totoriai). Сохранились и действуют 4 мечети: в Каунасе, Нямежисе (1909), деревнях Сорок татар Вильнюсского района (1815) и Райжяй Алитусского района (1889).

В Белоруссии – 7,3 тыс чел (2009). Действует несколько татарских организаций, среди них Национально-культурное объединение белорусских татар «Зикр-уль-Китаб» («Память книги»). У истоков культурной жизни татар в независимой Белоруссиии стоял Ибрагим Конопацкий. Сохранились и действуют деревянные мечети постройки XIX века (в городах Ивье и Новогрудок Гродненской области).

Общая численность польско-литовских татар — свыше 11 тыс. человек (начало XXI века), из них в Белоруссии — 7,3 тыс., в Литве — около 3,2 тыс., в Польше — 1926 человек. Отдельные представители проживают также в Латвии, Молдавии, на Украине, в России и других странах. В новом тысячелетии потомки ордынцев нередко называют себя литовцами, белоруссами и поляками «татарского происхождения».Письменность на основе кириллицы и латинской графики. Верующие — в основном мусульмане-сунниты, есть также христиане (православные, католики и протестанты).

(с) Шишка Е.А.