Восточное оружие стало вызывать у европейцев восхищение с момента начала вооруженных контактов с Османской Турцией. Именно турки познакомили европейцев с клинками, которые отличались не только превосходными боевыми качествами, но и поражали украшенными клинками и прибором. Захваченное у турок оружие дарилось представителям европейской знати, и сегодня оно составляет основу коллекций самых известных европейских музеев в Вене, Дрездене, Париже. В конце XVIII века европейские эфесы ставили на восточные клинки офицеры и генералы британской и французской армий. В начале XIX века восточное холодное и огнестрельное оружие покупали многочисленные европейские путешественники, посещавшие турецкий и арабский Восток: как правило, во время их пребывания в этих регионах обязательным для посещения был "восточный базар", на котором обязательно был и "оружейный отдел" (следует отметить, что, по словам путешественников, раньше на таких базарах оружие христианам не продавали). Описание такого "базара оружий" вошло в книгу Константина Базили (1809 - 1884), русского востоковеда, путешественника и дипломата, "Очерки Константинополя", которая была издана в 2-х частях в 1835 году.
Об оружии вообще.
"Если хотите видеть картину прежней Турции, в ее первобытном азиатском характере, посетите базар оружий. Здесь найдете вы и извивистую саблю Дамаска, которой клинок представляет ряд округленных зубцов в виде пилы, и ятаган с лезвием согнутым внутрь, и кривую саблю расширенную в конце, и кинжалы всех форм. Старый турок объяснит вам все свойства Кара-корасана и двадцати других родов железа, которым славятся оружейные мастера Малой Азии; он с одинаковой ловкостью перерубит гвоздь и пуховую подушку саблей, которая в неопытной руке при первом ударе разлетится в дребезги. Здесь вы пленитесь красотою и богатством азиатского оружия; серебро и золото, египетская яшма, кораллы, слоновая кость, изумруд, рубин, алмаз и жемчуг, все драгоценности Востока сияют на рукояти, и все эти прихотливые украшения подвержены самому разборчивому вкусу".
О надписях на оружии.
"Стихи из Корана и разные надписи выделаны из золота на дорогих клинках; мне перевели многие из них: «С кем я, тот не боится вражьего булата», или «Дарую тебе победу над неверным», или «На защиту друзей, на гибель врагов», а чаще всего «Нет бога кроме Бога». Есть надписи длинные и замысловатые, которые покрывают как узоры верхнюю часть клинка, но никто не мог мне их растолковать; может быть они были персидские, может быть род письма быль неизвестен и купцу и моему переводчику... Более заняла мое любопытство старинная сабля с греческой надписью, под девизом креста св. Константина и словами *** ***. Я с трудом мог разобрать, что она сделана мастером Анатолием в Требизонде для «благочестивого Ласкариса». Кто этот Ласкарис? ужели император? Вся моя археология не могла мне пояснить к какому веку принадлежит надпись. Турок смеялся над моими усилиями прочитать ее, и над моей уверенностью, что я ее понял. Он показывал ее многим оружейным мастерам, и никто не мог разобрать; показывал и ученому ходже, который уверил его, что старинные письмена, походившие в самом деле на кабалистические знаки, составляли таинственный талисман, понятный разве для того, кто владеет Соломоновым перстнем и сотым именем Аллаха. Может быть по этому он не охотно мне показывал саблю, и запросил за нее 15,000 пиастров, хотя она была оправлена весьма просто".
Примечание: восточные сабли с надписями на греческом, латинском и даже русском языках встречаются и сегодня. Нередко на клинке такой сабли золотом изображается Богоматерть с младенцем, Святой дух в виде голубя с опущенной головкой или ангелы. Некоторые надписи имеют сокращения, которые, очевидно, не могли прочесть турецкие торговцы.
О ноже палача и кинжале с ядом.
"В стороне от сабель и ятаганов висел нож особенного рода, короткий в три четверти аршина, и широкий почти в четверть... Сам турок совестился показывать это отвратительное орудие казни, на коем широкие пятна ржавчины заменили пятна крови; может быть рыцарские понятия азиата о святости военного оружия не позволяли купцу осквернить красивые ряды своих сабель соприкосновением ножа палачей... Но короткий кинжал, которого алмазы блестят на поясе старого Паши и молодой затворницы гарема, который приводит к развязке кровавые драмы тайной мести, или гаремных интриг, изменнически висел между гордым оружием мусульманского воина. Старый турок мне предлагал даже дорогой кинжал весьма красивой формы, и которого лезвие было натерто надежным ядом".
Примечание: как и у европейцев, у турок палачей сторонились, считая их работу хотя и необходимой, но нечистой.
О другом оружии.
"В другом месте базар представил мне собрание оружий всех веков. Стальной лук, черкесская кольчуга, албанские чепразы (Род кирас, которые выходят из употребления - примечание автора - ООК), старинные турецкие щиты, ружья и пистолеты всех возможных форм и размеров—все это было перемешано как в музее. Были ружья оправленные в золото, в серебро и в перламутр, другие с фитилем вместо замка, напоминающие древние самопалы, другие длиною в три аршина; из них, албанский паликар стреляет сидя за камнем, Майнот из бойниц своего укрепленного жилья, кандиотский горец Сфакиот, лежа навзничь, и опирая тяжелое ружье на вытянутые свои ноги. Но подобные ружья в большом количестве можно видеть и у нас в России после каждой войны с турками".
Примечание: благодаря тому, что Россия в XVIII - XIX веках весьма часто вела войны с Турцией и другими восточными государствами и народами, коллекция восточного оружия, которой располагает Эрмитаж, считается одной из лучших в мире.
О коллекции мечей пророка Мухамеда можно прочитать здесь.
О египетских саблях генералов Наполеона можно прочитать здесь.
Если Вам понравилась статья, подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях! Спасибо!