Однажды мне довелось принять участие в создании документального фильма, я расскажу, как в составе съемочной группы отправился в город Севастополь, и что из этого вышло.
Многие из нас любят смотреть документальные фильмы популярных познавательных телеканалов. Они бывают разных жанров и направлений – о жизни животных, об искусстве, о знаменитых людях, об исторических событиях. Фильм, на котором я работал снимался для телеканала Культура и является экранным рассказом об уникальном явлении в культурной жизни нашей страны.
Прежде всего нужно понять основное различие документального кино от художественного. В документалистике авторы фильма используют только реальные факты, в качестве героев участвуют реальные свидетели происходящих событий или же специалисты тех областей, о которых идет речь в произведении.
Есть так же различия в количестве специалистов творческой группы, техники и бюджета. Если в игровом кино в создании фильма принимает большое количество участников, куда входят представители различных творческих групп – режиссерская группа, операторская и множество цехов по подготовке актеров и объектов к съемкам, исполнители главных и второстепенных ролей, множество съемочной и обслуживающей техники, то в документальном кино все гораздо скромнее.
На поезде Москва-Севастополь компактная съемочная группа отправилась к месту съемок.
Проезд, проживание и питание осуществляется за счет телеканала-производителя. Группу поселили в приличном отеле в шаговой доступности от морского побережья и выделили суточные, на которые вполне можно прожить. В рестораны и кафе, конечно, не сходишь, но на фрукты и прочие продукты вполне хватает.
Историческая справка
В Севастополе находится всемирно-известная достопримечательность – музей-заповедник Херсонес, среди древних развалин которого располагаются руины античного театра. И среди этих руин группа актеров и режиссер местного драматического театра им. А.В Луначарского около пятнадцати лет назад затеяли невиданный эксперимент. Они решили оживить подмостки древнего театра и ставить на них спектакли, созданные по пьесам античных авторов. Одним спектаклем дело не закончилось, зрителям понравилось представление. Второй спектакль укрепил творческую группу в мысли, что дело нужно продолжать. Группа энтузиастов назвала свое детище «Античный театр в Херсонесе» и поставило за правило устраивать ежегодно летние спектакли под открытым небом Севастополя.
Спектакли Античного театра проходят в формате интерактива. Актеры не прикованы к сцене, а выходят в зрительный зал, общаются с людьми напрямую, шутят, а сами зрители становятся непосредственными участниками зрелища. Актеры выводят их на сцену и привлекают к театральному действию. Все это очень нравится зрителям, они чувствуют себя похожими на древних греков, так же сидят не в привычных мягких театральных креслах, а на каменных ступенях древнего сооружения, и не боятся, что на них станут шикать соседи. Зрителям разрешено громко реагировать на происходящее на театральной арене. Они со смехом и шутками комментируют поступки персонажей пьесы. Это является правилом для подобных спектаклей, и актеры такое свободное поведение зрителей только приветствуют.
Перед началом спектакля съемочная группа во главе с режиссером фильма и режиссером спектакля обсуждает техническую сторону ведения записи. Режиссер-постановщик спектакля рассказывает на словах о том, как будут разыгрываться сцены, в каких местах театральных подмостков могут неожиданно появляться отдельные действующие лица. Все это нужно для того, чтобы операторы смогли запечатлеть на камеры все нюансы зрелища.
Первым пришедшим зрителям очень интересен процесс, они с любопытством рассматривают приготовления съемочной группы, задают вопросы, а коллектив творческой группы охотно отвечает и объясняет людям детали своей работы.
Три видеокамеры и микрофоны для записи телевизионной версии спектакля расположились по всему периметру театра. Это позволяет одновременно осуществлять многоплановую запись с общими, средними и крупными планами.
Театр действует по принципу «здесь и сейчас», то есть спектакль должен идти в реальном времени при наличии зрителей, поэтому останавливать действие и давать указание актерам по движению нельзя. Но многокамерная съемка позволяет делать качественную и полную версию спектакля не причиняя неудобств ни актерам, ни зрителям.
После окончания спектакля традиционным методом документального повествования в фильме являются интервью. В этот раз мы решили взять интервью у зрителей, наиболее эмоционально реагирующих на представление. С удивлением обнаружили широкую географию мест прибывших туристов. Они приехали на отдых из разных уголков нашей обширной Родины и с удовольствием делились с нами впечатлениями от просмотренного спектакля.
С наступлением темноты, зрители покинули театральную площадку, монтировщики принялись собирать реквизит, а съемочная группа продолжала работать. Актеры делились с нами своими рассказами о создании театра, о подборе пьес, о радости, которую они испытывают, выходя на древние театральные подмостки.
Разговоры с актерами проходили в невероятно романтической обстановке. Ночь. Древний город Херсонес. Осветительные приборы, выхватывающие из темноты силуэты актеров в сценических костюмах. Улыбки на их лицах и трогательные рассказы остались навсегда не только в материалах записи, но и в сердцах всей съемочной группы.
И в завершение рассказа хочется упомянуть теплыми словами основателя и режиссера театра заслуженного артиста России Евгения Журавкина, который в течение многих лет несет своим зрителям доброе и вечное искусство и оставляет в их сердцах неизгладимо приятные воспоминания о спектаклях на сцене древнегреческого театра.
Посмотреть документальный фильм, посвященный Античному театру вы можете по ссылке на Ютуб https://youtu.be/pRQo1Edvs94
Или в открытом плеере на этом канале: