Найти в Дзене
КиноФайлы

Почему «Вторжение» - это творческий и коммерческий провал Бондарчука

Оглавление

В новогодние праздники с уже традиционным рекламным пафосом на экранах кинотеатров появился отечественный «ответ Голливуду» - фильм Федора Бондарчука «Вторжение», сиквел картины «Притяжение». Главные роли сыграли Ирина Старшенбаум, Риналь Мухаметов, Александр Петров и Олег Меньшиков. И этот новогодний «подарок», без сомнения, стал творческим и коммерческим провалом отечественного кинопрома.

Провал творческий

В свое время «Притяжение» было встречено зрителями весьма неоднозначно. На самом деле, если характеризовать фильм одним словом, то этим словом будет «чрезмерность». Фильм получился чрезмерным буквально во всем: в своих амбициях и пафосе, в условности сценария и наигранности. Чрезмерной была и рекламная кампания, уверявшая, что по уровню зрелищности «Притяжение» не уступает ведущим проектам Голливуда.

Кадр из фильма «Притяжение». Источник: https://www.filmpro.ru/
Кадр из фильма «Притяжение». Источник: https://www.filmpro.ru/

Бондарчук и его команда, хотя открыто об этом не говорили, но фактически признали неудачность «Притяжения». Так, во многих интервью перед выходом «Вторжения», создатели «новогоднего блокбастера» уверяли, что фильм очень сильно будет отличаться от первой части. Наврали. На самом деле, отличие будет ровно одно – станет скучнее.

Казалось бы, можно сделать работу над ошибками, но нет. «Вторжение» унаследовало все пороки «Притяжения»: многочисленные сюжетные натяжки с «роялями в кустах», главные герои, не вызывающие симпатии, неуместный пафос и претенциозность. Особенно «отличилась» Старшенбаум – ее героиня раздражает буквально каждым своим появлением в кадре.

Кадр из фильма «Вторжение». Источник: https://ria.ru/
Кадр из фильма «Вторжение». Источник: https://ria.ru/

Сама история стала совсем неинтересной. Если концепция первого фильма хотя бы вызвала интерес некоторой схожестью с «Районом №9» и «Днем независимости», то инопланетное нападение во «Вторжении» совершенно скучное. Вялый и серый сюжет можно было бы компенсировать классными съемками, но и здесь проблема.

Нет, дело не в спецэффектах и графике. Дело в том, что Бондарчук решил сделать кино сразу для всех – отсюда «детский» рейтинг. Сцена затопления Москвы – главный аттракцион картины, - получилась сильно смягченной. Ведь подобное событие неизбежно должно привести к многочисленным людским жертвам, но Бондарчук гибель людей старательно не показывает. Именно поэтому катастрофа не выглядит катастрофой, никак не цепляет зрителя. А на компьютерную графику, простите, современный зритель уже насмотрелся – ей одной в кино не заманишь.

Кадр из фильма «Вторжение». Источник: https://www.gazeta.ru/
Кадр из фильма «Вторжение». Источник: https://www.gazeta.ru/

Провал коммерческий

Бюджет картины составил 944 млн руб. Из них 500 млн выделило государство: 100 млн нужно возвратить, а 400 – на безвозмездной основе. Получается, что фильму в прокате нужно было окупить 544 млн, то есть сборы должны составить не меньше 1,5 млрд только для того, чтобы «выйти в ноль». Сумма, конечно, посчитана на коленке, но известно, что кинотеатры забирают себе примерно половину выручки, а еще не нужно забывать про затраты на рекламу. Фильм же собрал в прокате лишь 961,4 млн руб., а значит создателям «Вторжения» достались примерно 480 млн. Не сказать, чтобы оглушительный провал, но и значительную прибыль это вряд ли принесет. Учитывая размах проекта, затраченное время и средства, стоит сделать вывод о коммерческой несостоятельности данного мероприятия.

Кадр из фильма «Вторжение». Источник: https://www.kino-teatr.ru/
Кадр из фильма «Вторжение». Источник: https://www.kino-teatr.ru/

А есть ли в России вообще успешное в коммерческом плане кино? Да, такие примеры имеются. Из недавнего это «Движение вверх», два «Полицейских с Рублевки» и «Холоп». Поэтому оправдывать «Вторжение» тем, что «рынок не готов» не следует.

Можно провести сравнение с «Притяжением». У «Вторжения» было намного более «денежное» время выхода – новогодние каникулы, которые традиционно в нашей стране самые прибыльные для кинопроката. «Притяжение» же выходило уже в конце января, когда сборы идут на спад. Тем не менее, сборы «Притяжения» превысили 1 млрд руб. при более скромном, чем у «Вторжения» бюджете.

В новогодние праздники «Вторжение» начисто проиграло куда как более скромному в плане бюджета «Холопу» (который, кстати, стал самым кассовым российским фильмом, обогнав «Движение вверх»), а также не сумело дотянуться по показателям до совсем недорогого сиквела новогоднего «Полицейского с Рублевки».

Актеры и режиссер «Вторжения» на московской премьере. Источник: https://iz.ru/
Актеры и режиссер «Вторжения» на московской премьере. Источник: https://iz.ru/

Весьма наивно было бы полагать, что сиквел фильма, который не вызвал у публики особого восторга, будет успешным в прокате. Остается только гадать, чем же все-таки руководствовались отечественные киноделы, когда давали зеленый свет и мега-бюджет «Вторжению». Окупить бюджет рекламой «Ростелекома» и отечественного ВПК? Сомнительно. Ведь тогда рекламы на минуту времени должно быть больше, чем в фильмах Бекмамбетова.

Я как раз не против государственной поддержки отечественного кинематографа. Напротив, даже считаю ее необходимой. Но фильмы должны быть этого достойны.

Тут возможны два варианта:

  1. Кино должно иметь высокую художественную и культурную ценность. Сюда можно отнести экранизации литературной классики, исторические, воспитательные и образовательные фильмы.
  2. Кино должно приносить государству доход. Тогда это может быть и развлекательный аттракцион, но государство должно иметь свою хорошую долю от кассы (раз уж спонсирует это).

Ко «Вторжению» подходит второй вариант. Но в том-то и дело, что государство просто впустую потратило деньги. Ни в виде доли от кассовых сборов, ни в виде налогов эти средства в казну не вернутся.

Кадр из фильма «Вторжение». Источник: https://www.kino-teatr.ru/
Кадр из фильма «Вторжение». Источник: https://www.kino-teatr.ru/

Самое обидное, что выделенных безвозмездных средств хватило бы на дюжину проектов уровня «28 панфиловцев» («Панфиловцы» в свое время получили от государства 30 млн руб.).

Я далек от мысли, что Бондарчуку перестанут доверять крупные проекты. Но даже если сравнивать с другими картинами режиссера, например, с пафосно напыщенным «Обитаемым островом», или глуповатым «Сталинградом», то заметен явный регресс. Надеюсь, что здравый смысл все же победит, и мы не станем свидетелями рождения триквела. Да и в принципе, хотелось бы надеяться, что подобное дорогое и пустое кино лишится не только зрительской, но и финансовой поддержки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Бладшот»: обзор без спойлеров
«Джентльмены»: мнение о фильме и 17 фактов о нем
«Аванпост» - три главные проблемы фильма
«Гемини»: история создания и причина провала высокотехнологичного экшена
Недорогие, но зрелищные фантастические боевики
Фильмы 2019 года, которые разочаровали

Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!