Найти тему
Телеканал FAN

Любимое аниме японцев

Какое аниме хорошее? Что такое «классика жанра»? Какое аниме знакомо прежде всего тем, кто живёт в стране, где его производят? Сложно ответить на эти вопросы.

Единственный способ — большое социологическое исследование, для которого у частных фирм нет времени и мотивации, а у фанатов — прежде всего материальных средств. Казалось бы, количество аниме-опросов достигает невиданных масштабов. Однако не всегда выборка соответствует реальным фактам.

Например, зрители выбирают лучшее аниме только среди тех, которые есть на том или ином стриминговом сервисе. Или же голосование проводится в интернете, где аудитория ограничивается людьми помоложе.

Ресурсы для создания всеобъемлющего опроса японского населения в честь 20-летия фестиваля анимации Japan Media Arts нашлись у министерства культуры Японии в 2007 году. Конечно, с тех пор прошло почти 10 лет, однако именно на этот опрос до сих пор ссылаются при определении культового аниме. Сегодня узнаем, кто же тогда и сейчас являются лучшими из лучших в мире японской анимации и оказывают влияние уже на несколько поколений японских авторов и зрителей.

Призрак в доспехах

10 место по результатам голосования. Именно эта работа принесла Оси Мамору мировую популярность, а серию, которая начиналась с полуюмористической киберпанк-манги, сделала одной из самых успешных в мире. История о работе майора Кусанаги в 9 отделе с тех пор выходила в разных форматах: 2Д и 3Д аниме, полнометражных фильмов и сериалов, OVA и тиби-спешлов.

Первый фильм был настолько удачным, что Оси сделал продолжение, которое, в свою очередь, тоже потрясло мировую публику. Однако не только Оси и его фильм смогли сделать франшизу популярным. «Синдром одиночки» уже позже стал намного более узнаваемым в медиа-пространстве продуктом, понятным большему количеству зрителей, войдя в этот же список, но на 7 месте.

Прошло уже 25 лет, однако ремейки, голливудские адаптации и спин-офф от студии Netflix продолжают выходить с завидной регулярностью, делая серию одним из главных представителей жанра «киберпанк» не только в мире японской анимации, но и в сфере мирового кино.

Стальной алхимик

-2

«Аниме детства» для огромного количества людей не только в Японии, но и по всему миру. Естественно, имеется ввиду аниме 2003 года, но это не предел, потому что в аналогичном опросе Министерства культуры манга «Стальной алхимик» также входит в 10-ку лучших, да ещё и занимает 4 место.

История братьев Элрики в мире с экзотическим сеттингом, похожим на Европу начала 20 века со всеми вытекающими её приметами — от вооружений и политической напряжённости до первых автомобилей, с годами не только не потеряла популярности, но и пережила один из самых успешных ремейков 2009 года: «Братство», который немного по-другому взглянул на историю о поиске бессмертия и борьбы с опасным заговором магов. Более того, фильм-продолжение «Завоеватель Шамбалы» почти вошёл в 10-ку самых значимых аниме по мнению японцев, заняв 12 место.

Мой сосед Тоторо

-3

Список, естественно, не мог обойтись без фильмов студии Гибли. Один из первых самостоятельных фильмов Миядзаки, который сделал его популярным. «Тоторо» пусть и не был самым красивым или наполненным событием фильмом, однако своим незамысловатым сюжетом, простым символизмом и характерным стилем обеспечил себе бессмертие не только в сердце фанатов, но и в медийном пространстве, став символом студии Гибли в прямом и переносном смысле.

Показ отреставрированной версии фильма спустя почти 30 лет вызывал небывалый ажиотаж в мире, прежде всего в Китае, где фильм демонстрировался впервые, подтвердив актуальность даже самых ранних произведений режиссёра.

Мастер Муси

-4

«Мусиси», «Учитель Муси», «Знаток муси», — у этого аниме множество названий, однако его феномен до сих пор для многих остаётся загадкой. Если «Алхимик» и «Призрак в доспехах» всё-таки имеют изрядную долю экшена и цепляющих деталей — магии, технологий, то отличие мира «Мусиси» лишь в видимых муси — существах, которые невидимы глазу, однако населяют наш мир. Их видят немногие счастливчики или несчастные, как Гинко — человек без прошлого, который путешествует по Японии конца 19 века, Японии, где уже есть европейские книги, однако нет ни высотных зданий, ни железнодорожной сети, и тропы посреди утопленных в зелени или взъерошенных голых деревьев до сих пор полны людей… и других существ.

Лишь немногие постоянные знакомые Гинко разбавляют этот бесконечный путь — дом семьи Карибуса или жилище сельского врача Адасино, куда главный герой периодически заходит за лекарствами. Немногочисленные сцены с активными действиями персонажей связаны с устранением последствий действий опасных муси или же бегством от неизвестного врага.

Несомненно, «Мастер Муси» популярен и у западного зрителя, однако только в Японии он может похвастать местом в 5-ке лучших аниме всех времён и народов. Неясно, находится ли ответ в дзен-буддийской японской пустоте, которая исходит от аниме, особой любви к саундтреку с песнями от западных исполнителей и завораживающим эмбиентом от Тосио Масуда или же в связи сюжетов с традиционными японскими сказаниями, но одно мы знаем точно — аниме надолго осталось в сердцах японцев не только в виде аниме, но и манги — она также вошла в список «Топ-50 манга по версии Министерства культуры Японии» на 9 месте, став самым узнаваемым произведением Юки Урусибара.

Люпен III: Замок Калиостро

-5

С чего начиналось аниме? Спросите японцев, они назовут вам список, где среди произведений Лэйдзи Мацумото или Осаму Тэдзуи, естественно, будет упомянут «Люпен III» — в наши дни огромная франшиза о приключениях простодушного, но очень хитрого вора и компании его товарищей — самурая Гоэмона Исикава, стрелка нечеловеческой скорости и точности Дайсукэ Дзигэна и спутницы троицы — роковой женщины Фудзико Минэ, которые вместе занимаются на первый взгляд незамысловатым делом — грабят богатых.

Собственно, и всё. Естественно, в зависимости от сезона, серии, фильма сюжет разбавляется очередной красавицей, сокровищем, страшным злодеем или необычной локацией, которая может находиться даже в другом времени. «Замок Калиостро» — классическая длинная серия «Люпена», где кроме злодея и сокровища есть принцесса в замке, которую казанова невероятных масштабов Люпен III, естественно, берётся спасать.

«В чём же секрет?», — спросит в недоумении читатель. Для ответа на этот вопрос достаточно посмотреть на статистику популярности франшизы и, конечно же, в кресло режиссёра, в котором сидел никто иной, как ещё достаточно молодой режиссёр Хаяо Миядзаки, который привнёс не только часть своих будущих фирменных элементов в истории, но и анимацию. Сцена с погоней на автомобилях в начале фильма является одной из самых ярких в японской анимации — до этого такая технология за 20 лет была применена в аниме лишь 5 раз, а до конца 20 века — лишь немногим больше. Таким образом получился эталонный Люпен, который удовлетворил зрителя во всех аспектах.

Многие в Японии до сих пор мало что знают об оригинальной франшизе, однако фильм помнят прекрасно.

Мобильный Воин Гандам

-6

Начиная говорить про «Гандам», можно рискнуть никогда не закончить разговор про эту вселенную, точнее огромное количество вселенных под одним именем. Сейчас «Гандам» в большинстве случаев ушёл от своих первоначальных идеалов, которые выражал в своих произведениях Ёсиюки Томино.

Созданный как очередное аниме про роботов для продажи пластмассовых моделей Bandai, но ставший произведением про подростков, любовь, ненависть, предательство и главное войну — кровавую, бессмысленную и беспощадную, сейчас он превратился в истории про магию ньютайпов, живых роботов и даже собирателей этих самых пластиковых моделей-ганпла, против которых был сам Томино.

Да и сама оригинальная вселенная — «Универсальный век» — пережил немало взлётов и падений: от легендарного оригинала, провального полугаремного «Дабл Зета» до полного перезапуска 90-ых в лице финансово провального F91.

В далёком 1979 году же ещё неизвестный аниме сериал произвёл настоящий фурор. На рынке, где правили роботы из фантастической мехи — огромные странные создания, которые стреляли лучами из глаз, появление военной драмы с такими элементами, как участие подростков в битвах, психологические травмы, внезапная гибель персонажей, геноцид и другие тяготы военного времени, несомненно изменило положение вещей. Многие детали, которые ошибочно припишут позже «Евангелиону», впервые будут применены именно в «Гандаме», вплоть до фраз про необходимость залезть в робота и живительных пощёчин, которые помогают нерадивому юному пилоту принять наиболее выгодное решение для окружающих в непростой момент.

Небесный замок Лапута

-7

И снова Миядзаки. И снова его ранняя работа. «Лапута» — это одна из тех его работ, которая, опять же осталась популярной скорее в Японии, нежели на Западе. Возможно, дело в том, что лента является самым первым фильмом студии Гибли. Простая история о спасении принцессы, которая запомнилась прежде всего своими дизайнами — огромные смертоносные роботы, летающие острова и чудные механизмы.

Воздушные пираты, причудливые технические новшества, немного магии и отсылки к классической литературе в купе с фирменным дизайном персонажей Миядзаки — всё это уже через 10 лет станет мировым брендом, но тогда будущий великий режиссёр только делал первые самостоятельные шаги. Однако, как и в других фильмах, Миядзаки не остановился и поднял тему опасности технологии для человечества. Особенно — оружия массового поражения, картины разгула которого являются самыми пугающими и завораживающими в фильме. Впрочем, окунувшись в прекрасный мир «Лапуты», к концу фильма зритель едва ли вспомнит, что в нём было что-то настолько пугающее и хтоническое.

-8

Не то чтобы специально, но вторым в списке сразу после «Лапуты» японские зрители выбрали одно из главных произведений Миядзаки и ещё более раннее — студии Гибли тогда ещё не существовало. Но в отличие от «простой» Лапуты, Навсикая — одно из произведений, которое запомнится прежде всего активной позицией режиссёра — «мир в опасности и это не шутки».

Огромные сюрреалистические ядовитые леса нависли над немногочисленными людскими поселениями на Земле будущего, в которой воздух отравлен, а человечество загнано в небольшие домишки, а по планете в изобилии разгуливают насекомые невероятных размеров. Естественно, кроме достоинств мира и смыслов фильма, «Навсикая» стала одним из первых аниме Миядзаки, которое полюбили за его собственных персонажей. Навсикая — слегка грубоватая, пробивная, смелая и добрая девушка — надолго стала визитной карточкой «гения японской анимации».

Евангелион нового поколения

В качестве кандидата на первое место можно было представить любое аниме. Всё-таки у японцев довольно странные вкусы, и такие аниме как «Люпен III» наводят на мысль о неком сюрпризе в подобном опросе. Однако ещё в 2007 году «Евангелион» буднично считался японцами «аниме всех времён и народов».

Впрочем, именно в 2007 году вышел первый фильм из серии ребилдов оригинального сериала «Евангелион 1.0», так что общественный интерес к франшизе был подогрет как никогда.

-9

Сложно сказать что-то однозначное про произведение студии GINAX и Хидеаки Анно. По мнению одних, это шедевр на все времена во всех смыслах: великолепные дизайны, химия персонажей, сюжет и многочисленные отсылки, а также определённый сценарный и режиссёрский переворот в аниме.

По мнению других, «Евангелион» — не более, чем компиляция множества идей и сюжетов, которые были свойственны не просто аниме, но уже и жанру меха. Посредственная работа, породившая убийственное моэ за счёт низкий бюджетов и личных проблем Хидеаки Анно. Прошло 20 лет, но споры как между ненавистниками сериала, так и среди его фанатов не утихают. Одно ясно точно: пока что «Евангелион» продолжает лидировать в подобных опросах, пользуется спросом на Западе, выйдя на стриминговом сервисе Netflix и, несомненно, востребован в самой Японии, где уже очень скоро пройдёт премьера уже 4 фильма-ребилда «Евангелион 3.0+1.0»