Найти в Дзене
Юлия Харитонова

Антикризисный чек-лист для отдела продаж. Часть 2

Оглавление

Продолжаем наш с вами чемпионский чек-лист! Я вижу ваш колоссальный отклик по первой части.

Ваш эксперт по отделам продаж
Ваш эксперт по отделам продаж

И так смотрим дальше, что должно быть внедрено в вашем отделе продаж:

Система мотивации:

  1. Для разных сотрудников отдела продаж – телемаркетологов, хантеров, фермеров должна быть разная система мотивации
  2. В зависимости от профиля менеджера по продажам должно меняться соотношение бонуса и оклада – для хантера ниже, для фермера выше
  3. На определенные нормативы должна быть завязана система KPI и бонусов в отделе продаж
  4. Практически всегда нужен KPI на корректное ведение СРМ-системы и скрипты, оптимальное количество KPI – 3-5 штук. Не переусердствуйте
  5. Бонус должен быть завязан на % выполнения плана продаж
  6. Ниже определенной планки выполнения плана должен идти понижающий коэффициент к премии или вообще ее отсутствие. Зависит от степени вашей доброты
  7. Система мотивации должна быть прозрачна и понятна – менеджер за 30 секунд должен прикинуть в голове сколько он заработает в этом месяце
  8. У руководителя отдела продаж также должны быть KPI на ключевые показатели эффективности продаж, важные для вашего бизнеса
  9. За редким исключением бонус руководителя должен быть привязан к обороту отдела продаж и не зависеть от личных продаж. У него вообще не должно быть личных продаж

Отчетность в отделе продаж:

  1. Вы должны отслеживать показатели эффективности работы отдела продаж на ежедневной основе
  2. Ключевые показатели, без которых не может жить отдел продаж:
  3. Конверсия отдела продаж и каждого менеджера – в сделку и в КЭВ
  4. Средний чек отдела продаж и каждого менеджера
  5. Конверсия отдела продаж по различным категориям услуг/продуктов – в сделку и в КЭВ
  6. Конверсия по разным регионам работы вашей компании – в сделку и в КЭВ
  7. Длительность цикла сделки по отделу продаж и у каждого из менеджеров
  8. LTV по вашим клиентам
  9. Валовую прибыль/маржинальность по отделу продаж и по каждому из менеджеров
  10. План/факт продаж в целом по отделу продаж и по каждому из менеджеров
  11. Цифры должны быть представлены еще в графическом виде для наглядности анализа
  12. Сравнение текущих цифр с предыдущим периодом и прошлым годом
  13. У вас должен быть дэшборд по ежедневным нормативам отдела продаж – один из 3-х вариантов: диджитал в СРМ/в гуглтаблицах/рукописный на доске на стене в отделе продаж
  14. Отчет по телефонии по длительности разговоров в целом и средней продолжительности звонков – по каждому из менеджеров

Найм и адаптация:

  1. У вас должно быть разработано продающее описание вакансии для каждой должности
  2. Вы должны уметь генерировать по 15-20 соискателей в день минимум
  3. У вас должны быть четкие критерии отбора кандидатов
  4. Обязательно выводите их сначала на стажировку 3-5 дней (оплачивается только для успешных кандидатов) и выбирайте лучших для себя
  5. Стажировка и дальнейшая адаптация у вас должны быть расписаны буквально по пунктам по часам. Особенно это важно для стажировки
  6. Вы должны четко понимать критерии прохождения стажировки и испытательного срока и доносить это до соискателей

Продуктовая линейка:

  1. В идеале в вашей продуктовой линейке должны быть:
  • Бесплатный шаг
  • Трипваер (недорогой шаг)
  • Основной продукт
  • Допродажа (кроссел, апсел)
  • Продукт на понижение
  • Вип-продукт/услуга
  • Продукт на абонентскую плату
-2

2. Продуктовая линейка должна все время пересматриваться и адаптироваться под реалии текущей экономической ситуации и запросы рынка

Необходимые и желательные технические сервисы для отдела продаж:

  1. Настроенная под ваш бизнес СРМ-система – Битрикс24, АмоСРМ, РитейлСрм, ПрофСалон и т.п.
  2. Подключенная телефония Манго, Сипуни, Юис и другие
  3. Настроенный чат-бот для быстрых ответов и снятия рутины с менеджеров – например, Кликчат ми
  4. Автоматическое формирование счетов, договоров и других документов – прямо внутри СРМ
  5. Программы по автоматизации работы по скриптам продаж – ХайперСкрипт, Скриптдизайнер
  6. Корпоративные мессенджеры – Slack, Телеграм, ВотсАп
  7. Zoom для проведения удаленных совещаний и обучений
  8. Автоматизация отчетов с помощью Power BI и аналогов
  9. Системы для ускорения совершения звонков – Скорозвон, например
  10. Функция суфлер для подключения руководителя/тренера к разговорам менеджеров, например в Манго
  11. Автоматический анализатор речи и результата разговора сотрудников Speech Analitics
  12. Сервис по сквозной аналитике эффективности рекламы, например Ройстат

Рекламные каналы

  1. У вас должно быть минимум 3 источника привлечения клиентов
  2. Все каналы привлечения должны быть подключены в СРМ
  3. Вы должны в отдельном отчете отслеживать стоимость лида и клиента по каждому из рекламных каналов
  4. Более горячие клиенты должны доставаться в награду лучшим менеджерам по продажам
  5. Вы должны четко знать откуда у вас идут какие лиды – горячие/теплые/холодные и какая конверсия по каждому рекламному каналу в целом и по каждому из менеджеров в отдельности
  6. Если у вас много рекламных каналов, то без сквозной аналитики вам не обойтись
  7. Все решения по рекламе надо принимать только на основании цифр
  8. Рекламный бюджет – это последнее, что режется в кризис и первое на что можно брать кредит
  9. Вы должны каждый месяц выделять 5-10% рекламного бюджета на тестирование новых рекламных каналов
  10. Если у вас рекламный канал не работает, а у конкурентов работает, значит надо продолжать тесты и проанализировать действия конкурентов

Система контроля качества:

Вишенкой на торте вашей системы продаж является удаленная служба контроля качества. Что она будет оценивать и помогать контролировать:

  1. Качество общения менеджеров с клиентами - по чек-лист, каждый день
  2. Корректность ведения СРМ-системы
  3. Прозвон клиентов для определения рейтинга NPS
  4. Дополнительные специфические аспекты в вашем бизнесе (корректность оформления заказа и т.п.)
Самое прекрасное в службе качества, что их мотивация завязана на косяки, которые они обнаруживают. Это вычитается из KPI менеджеров и платиться службе качества. То есть вам практически не нужен на это дополнительный бюджет.

Если у вас используется меньше половины из указанных тут пунктов, то вам точно есть чем заняться на карантине.

Составьте список задач по каждому блоку, определите приоритеты и распределите между своими сотрудниками в отделе продаж и остальными. А мы вам можем помочь адаптировать этот чек-лист максимально под ваш бизнес, предоставить необходимые шаблоны и инструкции, расставить приоритеты, где спрятано больше всего ваших денег. А при желании еще и помочь внедрить.

Всего одна консультация всего на 2 часа с экспертом моего уровня сэкономит вам год жизни и миллионы рублей на ненужные эксперименты с вашим отделом продаж.

Обращайтесь, я всегда на связи! Делюсь знаниями с удовольствием.