Добро пожаловать на канал Музея Моды!
Мы продолжаем серию наших публикаций, посвященных великим балеринам русского балета.
Сегодня мы переходим к нашей следующей героине - яркой и плавной, стремительной и спокойной, классической и современной - Майе Михайловне Плисецкой. О Майе Плисецкой говорить и писать можно бесконечно - так многогранен её гений. Мы решили сделать две специальные публикации, одну из которых мы посвятим большей частью биографии и балету, а другую - стилю великой балерины.
Майя Михайловна Плисецкая родилась в 1925 в семье советского хозяйственного деятеля Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахиль Мессерер. Второй матерью Майи Плисецкой, после ареста родителей, стала сестра Рахиль - Суламифь Мессерер - балерина, чемпион СССР по водному плаванью.
Именно Суламифь Мессерер была главным инициатором отдать 7-летнюю Майю в Московское хореографическое училище.
Первым балетным номером юной Майи стал спектакль "Конференция по разоружению", в котором она сыграла роль известного китайского политического деятеля Чан Кайши.
Именно Суламифь в эвакуации в Свердловске (сейчас - Екатеринбург) будет работать над номером "Умирающий лебедь", ставшим, спустя некоторое время, самым известным исполнением со времен Анны Павловой.
После возвращения из эвакуации Майя Михайловна в 1943 году заканчивает Московское хореографическое училище. Одним из учителем балерины была Елизавета Павловна Гердт - ведущий балетный педагог женского танца, а в прошлом балерина, танцевавшая в Мариинском театре на одной сцене с Матильдой Кшесинской и Идой Рубинштейн.
Практически сразу молодая балерина становится одной из ведущих солисток Большого театра, а с 1960 года почти на 30 лет Майя Плисецкая - главная прима-балерина Большого театра, а скоро и всей страны.
По воспоминаниям самой Майи Михайловны, только на сцене Большого театра она станцевала в "Лебедином озере" более 800 раз. А всего по миру, как считают некоторые биографы, более 4 000 раз. Прима-балерина не любила спорить о режиссуре и музыке, но всегда старалась привнести в танец что-то свое. Она постепенно меняет пластику движения так, что уже спустя несколько лет только "Лебединое озеро" в исполнении Плисецкой будет считаться классическим.
"Сейчас все танцуют "Лебединое озеро", как танцевала я" - будет вспоминать потом прима-балерина.
Руки балерины становятся настоящими крыльями, полностью повторяя движения лебедей. Она сама, по воспоминаниям, ощущает на сцене себя птицей. Но каждая роль птицы в её исполнении разная, будь то "Жар-птица" или "Чайка". Она много раз будет повторять, что её всегда привлекали контрасты.
Популярность и аншлаги на зарубежных гастролях Большого театра таковы, что "Лебединое озеро" становится главной визитной карточкой советского, а затем и российского балета.
Майя Михайловна меняет также образ из миниатюры "Умирающий лебедь", созданный в своё время одной из великих балерин Анной Павловой. В ее исполнении образ Лебедя становится более пластичным и трогательным. Многие историки балета до сих пор спорят, чей образ лучше: Павловой или Плисецкой.
Важно одно, уже более полувека исполнение Майи Плисецкой - считается классическим исполнением миниатюры.
К тому моменту, самая известная в мире балерина выходит и за рамки классического балета в знаменитой, ставшей канонической для современных балетных постановок, "Кармен-сюите", поставленной на основе оперы "Кармен" Жоржа Бизе.
Критики обвинят спектакль в излишней и нарочитой сексуальности, даже порнографии и, что самое главное, насмешкой над классическим балетом. Спектакль будут пытаться запрещать, но в итоге около 200 раз он пройдет на сцене Большого театра.
И до сих пор, практически каждый день где-нибудь с мире исполняется "Кармен-сюита". А музыка к балету, написанная Родионом Щедриным, мужем Майи Плисецкой, до сих пор украшает спортивные мероприятия по синхронному плаванию, а также выступления фигуристов и гимнастов.
С Родионом Щедриным, который напишет музыку еще к нескольким постановкам с участием великом балерины, Майя Плисецкая познакомится через Лилию Брик. Они поженятся в 1958 году и проживут вместе всю жизнь.
Для Плисецкой Щедрин напишет еще один современный балет "Анна Каренина". Идею для балета дают сама Плисецкая, вдохновленная участием в фильме "Анна Каренина". Этот балет становится первым в череде последующих постановок, сделанных на основе произведений Льва Николаевича Толстого.
Плисецкая также повторит путь великих балерин "русских сезонов", с конца 70х годов по всему миру для балерины будут ставить специальные спектакли.
Однако, великая балерина не останавливается на специальных постановках, она активно танцует и в постановках знаменитых западных балетмейстеров. Так Морис Бежар ставит с ней "Болеро" и "Айседору" - спектакль-посвящение знаменитому новатору современного танца и иконе стиля Айседоре Дункан.
Более 30 лет и дольше всех в истории балета Майя Михайловна будет оставаться прима-балериной Большого театра. И хотя ролей на сцене Большого театра из-за её непримиримого упорства, настойчивости, для нее находится всё меньше и меньше, по всему миру гремят ее сольные выступления, каждый раз собирающие аншлаги.
Она дружит практически со всеми известными деятелями искусства и моды. Среди них: Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, Ив Сен Лоран и Пьер Карден, Лилия Брик и многие другие.
И практически до самой смерти Майя Плисецкая, оставаясь в прекрасной форме, продолжает выступать по всему миру. Она будет сниматься в фильмах и передачах, выпустит книгу воспоминаний, даст сотни интервью, будет участвовать в благотворительных проектах. Только одно ее появление будет поводом для оваций и преклонений.
До сих пор имя великой балерины остается самым упоминаемым во всем мире, ее новаторские приемы, теперь считаются легендарной классикой, а постановки с ее участием обязательными для изучения в балетных школах, как в классической, так и в современной.
Своим именем, она навсегда перечеркнет правило, а может быть сделает исключение для всех, чтобы доказать, что карьера балерины не заканчивается в 35 и даже в 50 лет. Что сам танец, является неотъемлемой частью движения, и может оставаться с человеком всю жизнь.
Материал подготовил Михаил Комарков, научный сотрудник "Музея Моды".
Не забывайте подписываться на наш канал!