Найти тему
TOY.RU

Как научить ребенка не разбрасывать свои вещи?

Для начала ответьте себе на вопрос: почему нельзя разбрасывать вещи?

Нас учат этому с детства, но внятных аргументов так никто и не озвучил. В взрослом возрасте каждый индивидуально приходит к тому, что организация собственного пространства позволяет быстро находить необходимые вещи, ведь они всегда лежат в одном и том же месте. Это помогает экономить время. Но для чего это ребенку? У него предостаточно времени и, более того, то, что для вас хаос, для него – организованный беспорядок. Он легко во всем этом хламе найдет то, что ему необходимо.

Потому основное, что нужно донести до малыша – наличие у каждого своего личного пространства. У ребенка это – его комната и вещи. В своем пространстве он волен делать все, что ему вздумается, но разбрасывать свои вещи на остальной территории – нельзя, так как это будет нарушать личные границы других людей (в частности, ваши).

Такая расстановка приоритетов хороша как в конкретном случае, так и в целом для дальнейшего выстраивания личных границ вашим ребенком по жизни. Но! В этом случае важно не только требовать соблюдения правил от ребенка, но и сами Вы должны следовать им. Ведь если вы будете позволять себе нарушать его границы – почему он должен чтить ваши?

Самое главное: не забывайте о личном примере. Правильно организуйте свое пространство и объясняйте из раза в раз какие плюсы несет такая организация.

Попробуйте вместе с ребенком организовать его пространство (с его согласия), чтобы показать на примере на сколько это может быть удобным, когда все на своих местах. Чтобы облегчить процесс привыкания к порядку, полезно следовать нескольким правилам.

1. У каждого предмета должно быть свое место. Тяжело наводить порядок, когда нужно по несколько минут раздумывать, куда положить тот или иной предмет. Если же куртка должна висеть на крючке, а книга — лежать на полке, все становится понятным и очевидным. Процесс уборки облегчается.

Для этого стоит заранее распределить предметы на группы. Например, «Одежда», «Игрушки», «Книжки». Можно выделить для каждой из этих категорий специальный уголок. Тогда и убирать вещи будет проще.

2. Стоит создать у ребенка ощущение срочности, неотложности действий. Например, если пролито молоко — вытереть его нужно сразу же, а не через час. Если малыш брал стул, чтобы достать с верхней полки игрушку — поставить его на место тоже необходимо тотчас после использования. Поначалу ребенок может перечить маме или папе. Ведь, конечно, никому не нравится действовать по чужой указке. Но со временем, если родители будут настойчивыми, эти действия войдут в привычку и станут чем-то самим собой разумеющимся. И у каждой вещи будет свое место.

3. Ещё один немаловажный момент — необходимость ограничить общее количество игрушек. Ведь когда у малыша слишком много разных игрушек, то ему становится тяжело сосредоточиться, и отыскать то, что могло бы его действительно заинтересовать. Ребенок попросту теряется: он не может просто взять и начать какую-нибудь игру, нередко дети просто стоят и задумчиво перебирают различные игрушки… Да и к тому же это приводит к постоянной борьбе с беспорядком.

-2

Когда же игрушек не так много, у каждой из них появляется свое место. Мишку сажаем на стеллаж, кукол кладем в ящик. Ребенок начинает понимать и четко запоминать, как организуется пространство. Но при этом важно уметь договариваться с малышом. Ведь в 4-5 лет ребенок уже хорошо знает, что ему неохота отдавать любимую куклу или робота. Это его вещи, и важно заранее подумать, как дипломатически договориться с малышом.

Автор: клинический психолог, ассистент кафедры психотерапии ФГАОУ ВО РНИМУ им.Н.И.Пирогова Ахматханова Хава специально для TOY.RU