Найти тему
Красота & дичь

Как в деревнях защищались от мора

Оглавление

Мне давно хотелось рассказать про дикий, таинственный и красивейший обряд, бытовавший в русских деревнях, а когда-то и в деревнях по всей Европе. Если вы никогда раньше не слышали об Опашке, то просто не сможете поверить в то, что это действительно происходило ещё каких-то сто лет назад, как в своё время не мог поверить я, слушая преподавателя этнографии с открытым ртом.

Источник: генеалогический форум ВГД, forum.vgd.ru, "Старина и былое"
Источник: генеалогический форум ВГД, forum.vgd.ru, "Старина и былое"

Проводился обряд не так часто, будучи исключительной мерой во время эпидемий, когда деревня находилась на грани вымирания и людям любой ценой требовалась помощь, хотя бы и "сверхъестественная". Для скованной, патриархальной деревни эта цена была немалой. В разных селениях существовали вариации, но, в целом, всё происходило схожим образом. В обряде должны были принять участие все незамужние девушки и вдовы. Часто говорится об участии в Опашке и беременных. Вход мужчинам был закрыт, им даже нельзя было смотреть на происходящее в окна. Обряд был тайным и запретным для разглашения, от него остались лишь редкие свидетельства в дневниковых записях и художественной литературе. Кроме того, я нашёл всего одно живописное полотно, запечатлевшее оное:

Григорий Мясоедов, "Опахивание от коровьей смерти"
Григорий Мясоедов, "Опахивание от коровьей смерти"

В страдающей от мора деревне (как человеческого, так и мора скота), в выбранную ночь участницы собирались в условленном месте на окраине, привезя с собой соху, металлические предметы, посуду, песок и большую икону. Бралась и другая религиозная утварь, как кресты и ладанки. Но всё это переставало быть предметом православного служения. Например, на иконе должен был быть именно святой Власий, который в умах русских крестьян перенял все полномочия языческого бога скота Велеса. Участницы раздевались, до гола, хотя в некоторых источниках, скорее всего под действием цензуры, указывается полу-обнажение. Беременную запрягали в оглоблю (то есть, куда обычно запрягается кобыла), самая старшая незамужняя женщина должна была управлять сохой. Вдовы, шедшие следом, должны были "сеять" в получившуюся борозду песок и читать заклинание:

Когда наш песок взойдёт, тогда к нам смерть придёт!

или:

Вот диво, вот чудо!
Девки пашут, бабы песок рассевают!
Когда песок взойдёт,
Тогда и смерть к нам придёт!
Кристобаль Рохос, "Бедность"
Кристобаль Рохос, "Бедность"

В центре шествия несли икону, как правило, это делала женщина в возрасте. Остальные же, не занятые перечисленными действиями, должны были кричать, петь, проклинать мор и бить в металлические предметы, ведь по народным представлениям, нечисть боялась звуков металла. Всё встреченное на своём пути, будь то кошка или другое животное, этот очистительный отряд бесноватых догонял и убивал - считалось, что в таком облике к нам выходит сама Чума. Есть сведения, что убивали и людей. Длился обряд до тех пор, пока деревня не была обведена тремя кругами. Буйство заканчивалось под утро. На смену крикам и визгам уставших селянок приходило соловьиное пенье. Уходила ли чума? Рано или поздно - уходила.

Источник: генеалогический форум ВГД, forum.vgd.ru, "Старина и былое"
Источник: генеалогический форум ВГД, forum.vgd.ru, "Старина и былое"

В России обряд был распространён как у славянских народов, так и у тюрок, например, у чувашей. Неизвестно, когда обряд появился, но очевидно, что произошло это после появления плуга. Позднейшие свидетельства о нём относятся к 20-ым годам XX века. В исторических европейских хрониках мы часто натыкаемся на похожие действия, естественно, со своей спецификой. Так, например, при основании Рима, Ромул опахивал новый город, причём явно с магической целью.

Отчаяние людей, шедших на такой шаг можно понять. При всём трагизме происходящего, нельзя не заметить красоту действия и отважность символического поступка деревенских женщин. В условиях, когда эпидемии становятся столь же опасными, как в Средневековье, когда учёным выделяют жалкую долю бюджета на фоне военных расходов, а на уроках биологии в школе один микроскоп на четыре человека (это ещё хорошая статистика), возможно, люди начнут в прямом смысле слова впрягаться за свои города и дворы - кто знает, куда нас заведут ценности этой эпохи.

Отрывки из источников

Для начала, почитаем толкование Даля:

Опашка деревни, суевѣрный обрядъ, во время мора, падежа и повальной смерти; въ полночь, нагіе бабы обволакиваютъ соху вокругъ села; въ обжахъ идетъ беременная, правитъ старая дѣвка, прочіе ташатъ соху, вдовы сѣютъ въ борозду песокъ, приговаривая: когда нашъ песокъ взойдетъ, тогда къ намъ смерть придетъ! Все звонятъ, стучатъ, кричатъ, поютъ, бранно проклинаютъ; все встрѣчное живое моръ, смерть, и убивается; говорятъ, бывали примѣры, что убивали человѣка.
В.И. Даль, Толковый словарь, том 2

Описана Опашка и классиком русской литературы Иваном Буниным:

Ни единого огня не было в деревне, а мимо избы Ильи шли, белея в темноте рубахами, "девять девок, девять баб, десятая удова", все босые, простоволосые, с метлами, дубинами, вилами, и стоял оглушительный звон и стук в заслонки, в сковороды, покрываемый дикой хоровой песнью: вдова тащила соху, рядом с ней шла девка с большой иконой, а прочие звонили, стучали
И.А. Бунин, "Деревня"

Из заметок путешественника:

Впереди идет девка с образом, за ней женщина, верхом на помеле, с распущенными волосами, с обнаженной грудью, в одной рубахе, в исступлении пляшет и кривляется. Далее хор девок, женщины в таком же виде, как и вожатая, с ухватами, кочергами, косами и серпами, поют, хлопают в ладоши и испускают дикие крики, также пляшут и кривляются. Сзади толпа женщин с зажженной лучиной или пуками соломы окружают нагую старуху, обыкновенно вдову, запряженную в соху, коею три раза опахивают деревню. Процессия останавливается перед каждым домом, женщины идут к воротам и, производя ужасный звон в серпы и сковороды, неистово все вдруг кричат и голосом ведут: "Ай! Ай! Секи, руби смерть коровью, ай, ай, вот она! Вот она! Секи, руби, ай, ай!"
В.В. Броневский

Источники и литература