Найти тему
Странствия поэта

Эдгар По и его теория гениальности. Каким он был?

Оглавление

Эдгар По
Эдгар По

Если говорить о России, то Эдгара По знают в основном по страшным рассказам, например, «Падение дома Ашеров» или стихотворению «Ворон». Но если мы приедем на родину поэта, в США, то узнаем, что этот писатель считается у них новатором и главным поэтом 19 века, что-то сродни у нас Пушкину и Гоголю. Но при жизни редакторы его не особо баловали, считая По писателем среднем, малопонятным и уж никак не великим.

Кем был Эдгар По и что новаторского он сделал?

Прижизненное фото автора примерно 1847 год
Прижизненное фото автора примерно 1847 год

Любой рассказ Эдгара По наполнен очень концентрированной начинкой. Он любит долгие рассуждения о жизни и смерти, человеческом бытие. Многие рассказы небольшие, но в ту же очередь очень плотные, как у нас сегодня говорят «без воды». Эдгар По действительно убирает всё лишнее и оставляет только суть.

Писатель за работой. Рисунок из американской энциклопедии
Писатель за работой. Рисунок из американской энциклопедии

Возьмём для примера простенький рассказ «Сердце-обличитель» о самонаказании за содеянное. При детальном взгляде нам отыгрывается «многоуровневость» данного текста. Мы с каждым прочитыванием понимаем сколько автор заложил в этот рассказ. Почти каждое предложение можно брать за цитату и объяснить по-своему:

«Сумасшедшие ничего не соображают. Но видели бы вы меня. Видели бы вы, как мудро я действовал - с какой осторожностью, с какой предусмотрительностью, с каким искусным притворством принялся я за дело!»

Эдгар По и сам часто находился на грани безумия. Алкоголизм, потеря любимой жены и неумение договариваться (уживаться) с людьми держало его в постоянном поиске денег. Он получал мало, но зато писал много. По считал, что творец должен быть загнан в угол. Не иметь ничего или потерять всё. Лишь тогда только в нём проснётся великое и он будет способен создавать шедевры. Он загонял в угол не только себя, но многих своих персонажей. Чувством, когда всё потеряно и ничего не вернуть пропитаны многие его рассказы.

Вирджиния Элиза Клемм По жена писателя. Скончалась в 1847 в возрасте 24 года.
Вирджиния Элиза Клемм По жена писателя. Скончалась в 1847 в возрасте 24 года.

Эдгар По считается основателем жанра детектива, так как впервые в его рассказах появляется что-то вроде метода дедукции. Артур Конан Дойл не скрывал, что опирался на рассказы По при создании некоторых своих историй. Герои рассказов раскрывают загадки и преступления путём сбора улик и оценки произошедших событий. Самый популярный рассказ «Золотой жук» за который Эдгар По получил 100$. В Европе Эдгара По популизировал Шарль Бодлер разместив перевод «Жука» в своём журнале «Невероятные истории».

Советское издание 1947 года
Советское издание 1947 года

В России интерес к Эдгару По привили поэты-символисты серебряного века. Они переводили его рассказы и стихи и полностью сформировали образ писателя-гения, которого при жизни не очень ценили на родине. Много проводится параллелей с Николаем Гоголем, который тоже писал истории в похожем жанре.

Что случилось с Эдгаром По?

Как и судьбы героев его рассказов последние дни писателя тоже омрачены таинственными событиями. Известно, что 3 октября 1849 года он читал лекции в Балтиморе. Они в то время были единственным его источником дохода. Утром друг писателя получает записку, что По найден в тяжелом состоянии. На писателе была потрёпанная одежда, не принадлежавшая ему. Сам он говорил бессвязно.

Последнее прижизненное фото Эдгара По
Последнее прижизненное фото Эдгара По

В моменты прихода в сознание писатель сказал, что не помнит, как очутился в Балтиморе и что дома его ждёт жена. Уже 6 октября он опять впадает в агонию и постоянно зовёт какого-то «Рейнольдса». В 5 часов утра 7 октября Эдгар По умирает. По поводу его кончины до сих пор выдвигаются множество версий, но тайна так и не раскрыта.

Одну из самых фантастических, но интересных версий гибели По вы можете посмотреть в фильме "Ворон", что снят в 2012 году.
Джон Кьюсак в фильме "Ворон" 2012 года
Джон Кьюсак в фильме "Ворон" 2012 года

Фёдор Михайлович Достоевский, который частично взял идею Эдгара По в своём романе «Преступление наказание» говорил о нём так:

Гениальность По как раз в том, что он мастерски умеет пользоваться подробностями и мелочами. Например, стрекотанием цикад за окном или биением сердца, чтобы читатель двинулся глубже формального сюжета и задумался над настоящим смыслом рассказа.