В комментариях к недавней статье, посвященной декроттуарам, читатели вспомнили о других сохранившихся элементах архитектурного пейзажа, которые рассказывают нам об истории петербургского быта. Думаю, они заслуживают отдельного рассказа.
Колесоотбойники
Колесоотбойные тумбы или - по-простому - колесоотбойники - массивные гранитные (иногда металлические) столбы, которые устанавливались у въездных арок. Они служили для защиты углов зданий от повреждений выступающими осями колес гужевого транспорта.
Колесоотбойники довольно часто встречаются на улицах Петербурга. Возможно, их сохранности способствует солидный вес. Однажды видела "выкорчеванную" гранитную колесоотбойную тумбу: примерно 1/3 ее длины находилась под землей.
Пользуясь случаем, опровергну интересную версию о предназначении гранитных столбиков, согласно которой колесоотбойникам отводилась роль коновязи. Думаю, очевидно, что привязывать лошадей к такому низкому и гладкому столбу крайне неудобно.
Каретные сараи
О том, что основным видом транспорта когда-то был гужевой, напоминают и сохранившиеся каретные сараи. Деревянные или каменные постройки для хранения экипажей занимали внушительную часть двора.
Во дворе Дома трех Бенуа на Каменноостровском проспекте они "встроенные", то есть спроектированы внутри дома и соседствуют с гаражами для автомобилей, которые в начале XX века на улицах Петербурга были еще редкостью.
Я почему-то была уверена, что каретники предназначались исключительно для индивидуального использования, но на одной из лекций Екатерины Даниловны Юхневой, кандидата исторических наук, специалиста по социально-бытовой истории Петербурга, узнала, что в одном таком сарае могло храниться сразу несколько экипажей. В общем, современный паркинг, только для карет.
Ледники
Ледники - хозяйственные помещения, которые возводились во дворах доходных домов и общественных учреждений и использовались для хранения продуктов. Они размещались в отдельно стоящих погребах, углубленных в землю, или в подвалах домов. Если позволяли условия, встраивались в естественные холмы.
Те, которые я встречала на своем пути, выглядят очень внушительно. К примеру, расположенный в Павловске во дворе Центра социального обслуживания на Елизаветинской улице имеет несколько входов.
Здание, которое сейчас занимает центр, было построено в 1907-1909 годах по проекту А. В. Друкера для Сиротского приюта Елизаветы и Марии. Приют учредили и назвали в честь умерших дочерей великого князя Михаила Павловича и его супруги, великой княгини Елены Павловны.
В проект были включены разбивка сада и постройка ледника для нужд благотворительного учреждения. Так что этому дедушке современных промышленных холодильников уже более ста лет.
В комментариях к статье один из читателей уточнил, что Центр социального обслуживания с недавнего времени занимает только первый этаж здания, 2-й и 3-й этажи отданы частной школе Горчакова. Спасибо вам за ценные дополнения!
На несколько лет старше другой ледник, который также сохранился в Павловске. Он был возведен для буфета Павловского вокзала в 1901-1904 году.
Подробнее о том, как устроен ледник и откуда брали лед для него, рассказывала прошедшим летом.
Дом Германского посольства. Легенда о затонувшем Диоскуре