Найти тему

Ледники, колесоотбойники, каретные сараи. Сохранившиеся детали старого Петербурга

В комментариях к недавней статье, посвященной декроттуарам, читатели вспомнили о других сохранившихся элементах архитектурного пейзажа, которые рассказывают нам об истории петербургского быта. Думаю, они заслуживают отдельного рассказа.

Колесоотбойники

Колесоотбойные тумбы или - по-простому - колесоотбойники - массивные гранитные (иногда металлические) столбы, которые устанавливались у въездных арок. Они служили для защиты углов зданий от повреждений выступающими осями колес гужевого транспорта.

Колесоотбойная тумба на Суворовском, 33, а рядом с ней - декроттуар
Колесоотбойная тумба на Суворовском, 33, а рядом с ней - декроттуар

Колесоотбойники довольно часто встречаются на улицах Петербурга. Возможно, их сохранности способствует солидный вес. Однажды видела "выкорчеванную" гранитную колесоотбойную тумбу: примерно 1/3 ее длины находилась под землей.

Пользуясь случаем, опровергну интересную версию о предназначении гранитных столбиков, согласно которой колесоотбойникам отводилась роль коновязи. Думаю, очевидно, что привязывать лошадей к такому низкому и гладкому столбу крайне неудобно.

Каретные сараи

О том, что основным видом транспорта когда-то был гужевой, напоминают и сохранившиеся каретные сараи. Деревянные или каменные постройки для хранения экипажей занимали внушительную часть двора.

Во дворе Дома трех Бенуа на Каменноостровском проспекте они "встроенные", то есть спроектированы внутри дома и соседствуют с гаражами для автомобилей, которые в начале XX века на улицах Петербурга были еще редкостью.

Каретный сарай и гараж во дворе Дома трех Бенуа на Каменноостровском проспекте
Каретный сарай и гараж во дворе Дома трех Бенуа на Каменноостровском проспекте
Я почему-то была уверена, что каретники предназначались исключительно для индивидуального использования, но на одной из лекций Екатерины Даниловны Юхневой, кандидата исторических наук, специалиста по социально-бытовой истории Петербурга, узнала, что в одном таком сарае могло храниться сразу несколько экипажей. В общем, современный паркинг, только для карет.

Ледники

Ледники - хозяйственные помещения, которые возводились во дворах доходных домов и общественных учреждений и использовались для хранения продуктов. Они размещались в отдельно стоящих погребах, углубленных в землю, или в подвалах домов. Если позволяли условия, встраивались в естественные холмы.

Те, которые я встречала на своем пути, выглядят очень внушительно. К примеру, расположенный в Павловске во дворе Центра социального обслуживания на Елизаветинской улице имеет несколько входов.

Здание, которое сейчас занимает центр, было построено в 1907-1909 годах по проекту А. В. Друкера для Сиротского приюта Елизаветы и Марии. Приют учредили и назвали в честь умерших дочерей великого князя Михаила Павловича и его супруги, великой княгини Елены Павловны.

В проект были включены разбивка сада и постройка ледника для нужд благотворительного учреждения. Так что этому дедушке современных промышленных холодильников уже более ста лет.

Ледник в Павловске на Елизаветинской улице, д. 4
Ледник в Павловске на Елизаветинской улице, д. 4

В комментариях к статье один из читателей уточнил, что Центр социального обслуживания с недавнего времени занимает только первый этаж здания, 2-й и 3-й этажи отданы частной школе Горчакова. Спасибо вам за ценные дополнения!

-4

На несколько лет старше другой ледник, который также сохранился в Павловске. Он был возведен для буфета Павловского вокзала в 1901-1904 году.

Ледник в Павловске. Расположен в Привокзальном сквере, неподалеку от современного Павловского вокзала
Ледник в Павловске. Расположен в Привокзальном сквере, неподалеку от современного Павловского вокзала
Подробнее о том, как устроен ледник и откуда брали лед для него, рассказывала прошедшим летом.
Дом Германского посольства. Легенда о затонувшем Диоскуре