Найти тему
Men's theme (Мужская тема).

Почему при хонинговании двигателя получает высокая точность при низком классе шероховатости. Хотя по учебникам это не возможно.

Хонингование давно стало неотъемлемой частью технологического процесса изготовления двигателя. Это сравнительно дешевая и довольно эффективная технология значительно повышает ходимость цилиндров двигателя. Её применение на столько актуально, что зачастую используется и при капитальном ремонте блока. Для этих операций продаются специализированные станки и, казалось бы, все изучено и отлажено, но "Нет предела совершенству" люди продолжают изобретать велосипед новые методы нанесения хонингования. В принципе, это правильно, нужно искать пути для удешевления и облегчения любой операции, но иногда все эти изыскания наталкиваются на полное непонимание процесса. Попытаюсь немного связать теорию с практикой этой операции.

Начнем с шероховатости. Если рассмотреть поверхность металла (даже отполированную в "зеркало") в микроскоп, то мы увидим микро рельеф детали. Именно он, при низком классе шероховатости, не дает получить точный размер, при небольшом смещении измерительного инструмента, его плоскости попадают уже на другие выступы или впадины, и размер искажается.

Профиль шероховатости поверхности и обозначения его характеристик.
Профиль шероховатости поверхности и обозначения его характеристик.

Проблема изучается давно, составлены специальные таблицы соответствия шероховатости и размеров. В принципе, можно даже самостоятельно прикинуть разбег размеров: Например шероховатость Ra 6.3 - характеризуется высотой выступа 0,0063 мм., следовательно разброс высот на плоскости в 2-х соседних точках может достигать 0,0126 мм., а таких плоскостей две... Естественно, ни о каком четвертом квалитете точности (как на блоке цилиндров), говорить в таком случае нельзя.

Поверхности отверстий и валов в системе отверстия в зависимости от класса точности.
Поверхности отверстий и валов в системе отверстия в зависимости от класса точности.

Для тех, кто плохо представляет разницу в шероховатости предлагаю ознакомиться с "шаблоном для визуального контроля шероховатости" от эрозионного станка. 36-я ячейка - Ra 6,3.

Как видим, точность обработки цилиндров двигателя, должна соответствовать шероховатости Ra 0.8 или ниже, это плохо сопоставимо с тем, что мы видим после хонингования.

Хонингованный блок цилиндров.
Хонингованный блок цилиндров.

Тут тоже все изобретено до нас. Хонингование цилиндров - это частный случай хонингования - плосковершинное хонингование.

а - обычное хонингование, б - плосковершинное хонингование
а - обычное хонингование, б - плосковершинное хонингование

На практике это происходит в 2 этапа. Сначала происходит черновая обработка крупным абразивом (цель получить те самые риски), потом мелким абразивом "сшибаем" вершины и выходим на размер, по полученным в результате второй обработки плато.

1) Обработка крупным абразивом. 2) Обработка мелким абразивом 3) Схема заполнения канавок маслом и условная шероховатость.(шероховатость поставлена условно)
1) Обработка крупным абразивом. 2) Обработка мелким абразивом 3) Схема заполнения канавок маслом и условная шероховатость.(шероховатость поставлена условно)

Конечно, все очень схематично, но принцип думаю ясен. Получается, что мы имеем как бы две шероховатости (по канавкам и по плато), если рассматривать с точки зрения функционала, то гладкую поверхность с нанесенными на нее канавками. Как раз эти канавки при работе двигателя заполняются маслом и снижают трение при ходе поршня.

Как итог:

Хонингование хитрый процесс, в нем мы вместо нанесения канавок на "чистую" поверхность, сначала получаем канавки, а потом уже выводим "чистоту "поверхности. Именно по "чистой" поверхности мы получаем точный размер, а канавки в измерениях не участвуют.

Другие статьи на автомобильную тематику:

Сравниваю двигатели (1.6 л.) Lada и Renault. Точность изготовления.

Масложор веста 1,8 л.. Взгляд изнутри.

Какой двигатель (1.6 л.) Lada лучше? 21129 или H4MK?

Расслабьтесь, на Vesta и X-ray 1.8 л. масложор не победить.

5 занимательных фактов о Lada Vesta.