Но для начала всё-таки снимок гражданского, уж больно красивый на мой взгляд:
Узнали? :) Это ледокол "Красин", ещё в олдовом обличии, до модернизации. Фото сделано в 1934 году, когда "Красин" совершал переход из Арктики к Беринговому проливу, направляясь для спасения челюскинцев. Вообще-то он был построен под названием былинного богатыря "Святогор", но в 1927 году его переименовали в честь известного революционера, а потом государственного деятеля Леонида Борисовича Красина. С 1921 по 1922 год Л. Красин вёл переговоры с Великобританией о выкупе и возвращении Советской России ледокола «Святогор», на которого просвещённые мореплаватели успели наложить лапу. В память умершего в 1926 году полпреда СССР в Лондоне он и стал "Красиным".
А в 1942 году ледокол прошёл Панамским каналом в обратном направлении и в составе конвоя PQ-15 вернулся в советскую Арктику.
В том же 1942 году в ноябре Панамским каналом прошла группа наших подводных лодок, направлявшаяся с Дальнего Востока в Заполярье. В путь вышли 6 единиц, но одна из них, "Л-16" была потоплена неизвестной подводной лодкой на переходе от Датч-Харбора к Сан-Франциско. Есть подозрение, что это сделали японцы, но точные факты отсутствуют.
Это лодка "С-55" у берегов Калифорнии:
Снимков в самом Панамском канале нет, но вот фотография наших моряков с американскими офицерами на базе Коко-Сола неподалеку от него:
Одной из этих лодок была "С-56", ставшая самой результативной по количеству потопленных кораблей и транспортов противника торпедами, а также первой советской подводной лодкой, совершившей кругосветное плавание, поскольку в 1954 году Северным морским путём она вернулась во Владивосток. Это была поистине счастливая лодка, за время войны она не раз считалась погибшей, но каждый раз возвращалась на базу. Сейчас она является мемориалом ТОФа
Следующий проход нашего военного корабля каналом произошёл через 60 с лишним лет. Это был БПК "Адмирал Чабаненко". Красавец:
В 2008 году он проходил каналом в ночное время, но снимок удалось найти:
Его сопровождают электровозы, так забавно взлетающие по крутым путям в шлюзах. "Адмирал Чабаненко" решал боевые задачи во всех океанах, в том числе участвовал в пресечении деятельности сомалийских пиратов. С 2014 года поставлен в ремонт. И вот тут печаль-печаль.
Ремонт планировали закончить в 2018 году, однако... Денег нет, но вы держитесь. К тому же флотское начальство никак не могло определиться с объёмом модернизации. Окончание ремонта сдвигалось, и теперь вроде бы определён срок на 2022-23 год. А там - как карта ляжет.
Следующий и на данный момент последний проход Панамским каналом совершил новейший фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков"
Снимка прохода я не нашёл. Это кадр из короткого ролика, поэтому сильно смазанный, но самое интересное, что ролик китайский, видны иероглифы в верхнем правом углу:
Видны те же электровозы, но целиком корабль снят не был. При главенствующем участии китайских бизнес-структур канал был существенно модернизирован. Работы окончены в 2016 году, но китайцы с той поры сидят там плотно. Ну и снимают, конечно, всё что видят интересного :)
Очень хотелось бы, чтобы наш флот продолжал расти и Панамский канал, равно как и планирующийся к постройке Никарагуанский, стали для него проходной улицей.
Вот, кстати, статья об истории создания этого канала, почему всякая махинация в своё время называлась "панамой", а так же о панамах, как головных уборах наших военных моряков: Панама и флот
.............................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь