Часто в нормативных документах в сфере образования используется красивый термин «безопасная образовательная среда» . Что это за "зверь"?
Профессиональный стандарт педагога и безопасная среда
Современные нормативно-правовые акты в области образования ориентируют образовательные организации на создание определенной образовательной среды, способствующей воспитанию и развитию обучающихся на всех ступенях системы образования, в частности, на создание и поддержание безопасной образовательной среды, а также требования по обеспечению безопасности образовательной среды [3, 4, 5, 6, 7, 8]. Профессиональный стандарт педагога также выдвигает ряд подобных требований [6]. От педагога требуется выполнение следующих:
а) Трудовых действий:
– участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды (п. 3.1.1.);
– регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды (п. 3.1.2.);
– оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды (п. 3.1.3.);
– участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей (п. 3.2.1.).
б) Трудовых знаний:
– правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды (п. 3.2.3.)
Таким образом, профстандарт педагога наполнен множеством терминов, несущих различный смысл:
– безопасность образовательной среды;
– безопасная образовательная среда;
– психологически безопасная и комфортная образовательная среда;
– безопасная и психологически комфортная образовательная среда;
– безопасная и комфортная образовательная среда.
А что же нужно, всё-таки?
Создается впечатление, что разработчики документа так и не определились, что им нужно: «психологически безопасную», «психологически комфортную», или же просто «безопасную» и «комфортную» образовательную среду. Специалисту ясно, что все перечисленные выше виды образовательных сред – разные, и каждая имеет свою структуру, требования, условия и т. д. В психолого-педагогической теории достаточно подробно разработано только одно направление – «психологически безопасная образовательная среда» [1]. Интуитивно понятно, что «безопасная образовательная среда» должна включать в себя не только психологическую, но и другие составляющие. Например, техническую, физическую, информационную, социальную, антитеррористическую, антиэкстремистскую, и даже санитарную… Об этом в документе – ни слова. Наработки в этой области только начаты [2]. Определений «безопасность образовательной среды» и «безопасная образовательная среда» нет, не только в нормативно-правовых документах, но и в серьезных научных работах. В данной статье мы не ставим цель дать определения терминам «безопасная образовательная среда» и «безопасность образовательной среды» - ясно, что определения должны быть разными.
Что в итоге делать учителям?
В итоге при детальном изучении профстандарта педагога с позиций обеспечения безопасности обучающихся, создания безопасной образовательной среды, получаем:
1) Использование разных терминов / смысловых единиц;
2) Отсутствие официальных формулировок понятий, используемых в профстандарте педагога;
3) Отсутствие разработанной научной базы используемых понятий и требований к безопасности образовательной среды, критериев для экспертизы.
Как следствие – неполное исполнение (игнорирование) требований нормативно-правовых актов.
Осмысливая вышеуказанные проблемы можно сделать вывод, что, не смотря на шаги со стороны государства в области урегулирования вопросов обеспечения безопасности в образовательных учреждениях, на практике ее все еще сложно достичь.
Источники указаны в оригинале статьи без купюр читать здесь
Прошу поделиться своими соображениями на данную тему.
Подписывайтесь на канал. Если понравилась статья - ставьте лайк. Будем рады общению в комментариях.
Иллюстрации: Анастасия Ларкина