Найти тему
Моими глазами

Трагическая страница ТВВКУС (ТДС) 17-го Июля 1997 года

Исполнилось 23 года со дня трагедии в Томском военном училище связи. Рано утром 17 июля 97-го года, за несколько минут до подъёма, в одной из казарм на улице Никитина обрушились перекрытия. В этот момент там находились 150 курсантов. 54 из них получили ранения, 12 человек погибли.  

Каждый год 17 июля родные и близкие приходят к памятнику со сломанными крыльями чтобы положить цветы к его подножию и ещё раз вспомнить тот страшный день.

Елена, мать погибшего курсанта: «Она не томичка! Она из Рубцовска каждый год приезжает. Вот раз в год мы тут встречаемся. А так у нас одно место встречи, которое нельзя изменить - Бактин. Там мы встречаемся намного чаще...».

-2

Внука Валентины Глебовой спас счастливый случай. Его кровать стояла в самом центре комнаты, где обрушился потолок. И Саши наверняка не было бы в живых. Но вечером, за день до трагедии, он с другом отпросился в увольнение.

Валентина Глебова, бабушка выжившего курсанта ТВВКУС: «Он в увольнение ушёл. Утром я узнала - весь день проревела. Искали его, искали. У меня дочь дежурила в скорой помощи - она его всё высматривала, найти не могла. И только вечером она мне позвонила - говорит: «Мама, Саша жив. Он здесь, в развалинах вытаскивает ребят».

«Сегодня в 5.50 утра произошла трагедия на улице Никитина,» - так 17 июля, начинались все выпуски новостей.

-3

В 5.50 утра, незадолго до подъёма, в казарме обрушились перекрытия между этажами. В этот момент в здании находились 150 человек. Спасательные работы начались немедленно. 

Очевидец (17.07.2007): «Я услышала треск, выглянула в окно и увидела столб пыли. Всё уже упало… И я смотрю, на верхнем этаже парни за окном висят – держатся».

«Серёга! Серёга!» - кричали вслед пострадавшему, которого врачи выносили из обрушившегося здания на носилках. Но спасти Сергея не удалось. Здание училища окружили друзья и родственники курсантов. Из-под завалов доставали всё новых и новых людей. Но несколько десятков всё ещё числились пропавшими без вести.

Отец курсанта (17.07.2007): «Меня информировали, что он жив. А его нет в списках. Меня обманули? Сначала говорят, что жив, теперь, что нет».

-4

Тем временем на станции переливания крови выстроилась очередь желающих стать донорами. Через несколько часов из Москвы прибыл министр МЧС Сергей Шойгу. Начали подводить страшную статистику. Шесть человек погибли сразу во время обрушения. Ещё двоих не успели даже довезти до госпиталя. Туда доставили более 40 пострадавших.

В первые дни после трагедии в госпитале скончались ещё четверо парней. Позже следствие установит, что строительство казармы шло с нарушениями, а последний ремонт там производился в пятидесятых годах. Суд приговорил заместителя начальника училища полковника Голикова к условному наказанию. Родители погибших требовали пересмотреть дело и привлечь к ответственности самого начальника, генерала Владимира Сычёва.

Александр Шевелёв, отец погибшего курсанта (17.07.2002): «Зная, что казарма в аварийном состоянии, генерал насильно загонял туда наших детей и заставлял там жить. Ну, тут вина его очевидна! Я не знаю, почему её видят все, но не видят наша прокуратура, наше следствие...».

Родители подали в суд вторично. Но в возбуждении дела им было отказано. И сегодня Елена, мать погибшего курсанта, говорит: «Ну да, полковник наказан, который за хозяйственную часть в казарме отвечал. Вот он за неё и ответил... А за жизни, я считаю, никто не ответил...».

-5

Валентина Глебова, бабушка выжившего курсанта ТВВКУС: «А что нам остается? Суд? Я сама 12 дет судебным заседателем просидела, так что я знаю, что там и как... Начальник - что он мог один? Что у него есть - одни погоны да зарплаты... Но он же тоже не один, правда? Один в поле не воин. У него же тоже есть какое-то начальство, правда?».

Через 4 года после трагедии бывший начальник училища связи генерал Владимир Сычёв был назначен областной думой главой судебного департамента. И сегодня, родители в один голос говорят, что истинные виновники трагедии до сих пор не наказаны.

О том, как шли спасательные работы, и каково было оказаться под обломками, РИА Томск рассказали очевидцы – спасатель, замначальника пожарной части №4 (село Тимирязево) Олег Лукашов и бывший курсант училища, ныне начальник мобилизационного отдела регионального ГУ МЧС Сергей Непомнящий. 

"Все помню как вспышками. Помню, как меня уносили из-под завалов на носилках, помню всю эту чумазую братию. Помню, как все ходили полуголые, шокированные, грязные – все, кто выжил", – вспоминает Непомнящий.

-6

В момент трагедии ему был 21 год. Он учился на третьем курсе училища, их рота была расквартирована на третьем, верхнем этаже казармы. В момент обрушения Непомнящий, как и все его сокурсники, спал. Его кровать стояла, аккурат в квадрате, который ушел вниз из-за обрушения балки.

"Сначала никто не понял насколько это масштабно, а когда уже в санчасть унесли, на пол положили, смотрю – все стоят чумазые и у всех в глазах шок. Первые секунды, когда все это произошло, была гробовая тишина – ночь, никто ничего не понял. Когда глаза открыл – как вспышка, воспоминание – клубы пыли вокруг и только окошечки окон светятся на два пролета сразу", – рассказывает Непомнящий.

Тем, кто находился на верхнем этаже здания, повезло чуть больше, чем остальным – их прижало не смертельно, и вытащить было проще. Сергей, например, был одним из первых спасенных.

"Меня, довольно быстро вынесли из-под обломков. Сразу же погрузили в "скорую" и доставили в военный госпиталь. У меня был разрыв мочевого пузыря и перелом таза. Оперировали в начале августе. Врача помню хорошо, очень благодарен и до сих пор его вспоминаю с теплотой!", – говорит собеседник.

Из роты Непомнящего погиб только один человек. "Судьба ли, но за несколько дней до случившегося, нас с ним поменяли местами на кроватях. Он спал прямо напротив кирпичной колонны, которая в момент обрушения упала. Упала прямо на него", – заметил он.

-7

По словам собеседника агентства, чудо, что это обрушение произошло не зимой, а летом. Иначе погибших было бы в разы больше. "Многие в это время были на подсобных работах, кто-то в карауле, часть людей были в учебном пункте в Воронино. Если бы было все это в середине учебного года – потерь было бы больше намного", - сказал он.

"Вызов поступил сразу, примерно в 05.50. Ничего не объяснили, просто сказали: "Срочно!" Мы оделись и, как обычно, поехали к месту. Машин по городу не было. Единственно, что нас сразу удивило: по дороге нами все время интересовались – передавали по рации: "Поторопитесь". Потом уже выяснилось, что произошел обвал", – вспоминает Лукашов .

В 1997 году он работал пожарным, в ночь на 17 июля он был на суточном дежурстве. В 07.00 оно должно было закончиться.

-8

"Мы подъехали к месту и обалдели. Там стояли гражданские автомобили, люди в гражданском бегали, все вокруг было в дымке, в пыли. Начальник караула вышел, провел нас к училищу. В это время там уже стояли две кареты скорой помощи. Из училища выбегали люди в нижнем белье – курсанты", – рассказывает он.

Для начала требовалось оперативно пролить водой здание для того, чтобы предотвратить возможные возгорания. После чего пожарных привлекли к спасению людей.

Архитекторы предложат концепцию территории бывшего ТВМИ в Томске

"Когда я зашел на второй этаж, я даже не понял что произошло. В середине здания была груда металла, бетон, пыль. Первое, что я увидел, это балка, обвалившаяся возле окна. Она лежала на человеке – упала ему прямо в район грудной клетки, вдавила в кровать. Смотрю направо – сваленные блоки и из-под них торчат чьи-то ноги", – вспоминает Лукашов.

Паники среди спасателей, по его словам, не было, лишь небольшой шок. На тот момент вся его группа уже не раз участвовала в тушении крупных пожаров, не один десяток раз им приходилось вытаскивать из огня тела погибших.

-9

"В бригаде нашей было всего четыре человека. Первые часы мы так и работали вчетвером. Начали вытаскивать людей. Направляющие и балки лежали в шахматном порядке. Мы начали их ломами поднимать – пока сверху поднимаешь, те, кто снизу начинают кричать. У нас тогда не было спецоборудования, как сейчас. Все делали почти вручную, ломами. Блоки убирали сами", – рассказывает спасатель.

Через некоторое время на помощь пожарным пришли курсанты. Ребята сами подбегали и предлагали свою помощь.

"Установка была: вытаскивать тех, кто живой. Видимость была ужасная – все было в пыли, и дышать мы почти не могли. В итоге одели противогазы и полезли вглубь. Бывало, чувствуешь человека, его руку, а достать не можешь, плиты были слишком тяжелыми, да и пролезть не всегда было возможно", – добавляет Лукашов.

Почти вручную

В 1997 году пожарные части еще были в ведомстве МВД. Спецоборудование для спасения было только у специализированных подразделений, ближайшее из которых к Томску располагалось на Алтае. В то время, по словам Лукашова, в арсенале пожарных не было даже бензорезов – ножниц, которые режут арматуру. Только самый примитивный инструмент: ломы и лопаты.

"Помню, это спецоборудование доставляли на вертолете. Привезли его, конечно, не сразу, спустя уже часа два или три. Там были специальные подушки, домкраты. С ними дело пошло побыстрее. Мы начали ставить подушки и постепенно начали освобождать людей. Не знаю, сколько к тому часу прошло времени <…>, не фиксировалось время в этот момент", – добавляет он.

-10

Военком: томичей нет среди пострадавших от обрушения в омской казарме

В это время на площади возле училища уже стоял спецкран, который сверху понемногу разбирал завал – вытаскивал большие плиты и обломки. Группу Лукашова поменяли только в районе полудня.

"Объявили общий сбор всего личного состава, который находился вне службы, и отправили туда. Только потом уже нас поменяли. Я сел в машину, меня довезли по пожарной части, чтобы переодеться, и мы пошли по домам. Все это происходило молча. С напарниками и полусловом не обмолвились", – вспоминает спасатель.

"Домой приехал – мать меня спрашивает: что случилось? Тогда еще не была так развита система СМИ. Никто сильно ничего знал. Я ей когда рассказал, что училище связи обвалилось, она начала плакать, говорит: "Хватит, бросай эту работу". Я говорю ей: "Нет, мам, давай я буду работать дальше", и ушел спать", – рассказал он.

В этом же году, в сентябре Лукашов уехал учиться в омский учебный центр на офицера, потом вернулся в Томск и работает в системе ликвидации ЧС. "С напарниками, которыми мы работали на завале, об этом случае не вспоминаем. Не знаю почему", – подытожил Лукашов.

"Первоначально речь шла о том, что обрушение произошло из-за того, что на крыше училища, прямо на квадрате, который обрушился, якобы, был сгружен шлак. На самом деле, я несколько раз был на том чердаке, шлак был сконцентрирован не в одном месте, раскидан по большей части крыши. Эта версия сразу была не правдоподобной", – говорит Непомнящий.

По мнению бывшего курсанта, причиной трагедии стало обрушение верхней балки на третьем этаже, которое произошло из-за халатности строителей.

"Трещину в стене училища помнят все курсанты – она начиналась на третьем этажа и шла к первому. Видеозаписи смотрел потом, уже после обрушения, там было видно, что бетонные перекрытия из центральной стены во внешнюю стену входили всего где-то сантиметров на пять-семь. По моему мнению, верхняя балка от старости, видимо, сползла и проломила весь этот квадрат", – отметил Непомнящий.

-11

Эту версию подтверждает и заключение экспертов. Проведенное после обрушения расследование показало, что причиной обрушения конструкций стал строительный брак, допущенный еще в 1950-х годах.

Памятник курсантам Томского училища связи, трагически погибшим при обрушении здания в 1997г

-12

Следствие по делу гибели военнослужащих велось военной прокуратурой в течение года. Органы следствия не обнаружили прямой вины начальника училища связи генерала Владимира Сычева. Виновным был признан заместитель начальника училища связи по тылу полковник Борис Голиков. Ему было назначено наказание в виде двух лет лишения свободы, с освобождением из зала суда в связи с амнистией.

P.S.

"Почти все мои одногруппники после случившегося не бросили училище – закончили его. Многие остались в рядах войск. Другой вопрос – как у кого судьба сложилась: кто-то уехал на Дальний Восток, кто-то на Северный Кавказ, многие ушли в бизнес. Каждый год мы встречаемся 18 июля в 11 утра на торжественном возложении. <…> Никогда не забуду то утро, хотя очень хочется", – сказал курсант Непомнящий.

17-го июля 1997 года в 05:55 часов утра (за несколько минут до подъёма) произошла трагедия. В казарменном здании ТВВКУС на пересечении улиц Никитина и Крылова, постройки послевоенного времени, рухнула на спящих курсантов перекрытие между этажом и крышей здания, пробив 2 этажа ниже. Это было расположение курсантов 3-го курса, которые находились на обоих этажах. В здании находилось 150 курсантов. Погибло 12 человек, 54 человека получили травмы различной степени тяжести.

В результате проведённого расследования выяснилось что обрушение произошло из-за строительного брака, допущенного при строительстве здания в 1952—1953 годах и введённого в эксплуатацию в 1954. Также имелись значительные нарушения строительных норм и правил при проведении капитального ремонта в 1970-х — 1990-х гг. Здание фактически военные (курсанты и привлеченные рабочие) приспосабливали для жизни как могли, ремонтировали, как умели, из того, что было под рукой, балки для потолочных перекрытий оказались значительно тоньше, чем требовалось по СНиП. В конце концов 17.07.1997 балки не выдержали веса кровли и рухнули. Впоследствии аварийное здание было демонтировано.

В первые же минуты непострадавшие курсанты и офицеры проявили себя стойко, никто не разбежался с места трагедии, не паниковал, а сразу, с первой минуты приступил к спасению своих пострадавших товарищей, начали разбирать завалы.

Читайте предыдущие публикации исторического пути, ТЕЖУ (Томское епархиальное женское училище) оно же, ТВМИ (Томский военно-медицинский институт) и ТДС (Томская духовная семинария) оно же, ТВВКУС (Томское высшее военноекомандное училище связи)