Найти тему
Шабаш мыслей

«Время колоть лёд» — книга о жизни в эпоху «замороженных надежд»

Лёд в этой книге встречается часто: у Большого театра, где его ломом упорно дробит юная Чулпан, мечтающая о дворницкой комнате, перед Басманным судом, где курят уже повзрослевшие подруги, на съемочной площадке «Ледникового периода», на которую через боль и слёзы с улыбкой выходит актриса… Льда много, но его точно нет в сердцах авторов, которые, несмотря ни на что, стремятся расколоть его вокруг себя.

«Мы живём в эпоху замороженных надежд и как будто остановившегося для любых прогрессивных перемен времени: надежды, что это переменится, конечно, мало. Но это отнюдь не значит, Катя, что надо опустить руки и ничего не делать, позволив льду подобраться к нам, дать себя парализовать. Позволять такое бессмысленно и даже преступно, я считаю. Нельзя останавливаться, надо пытаться сделать всё, что мы пока ещё можем: не тает лёд — значит колоть! Не весь. Ну хоть вокруг себя. Иначе жизнь потеряет смысл».
* Чулпан Хаматова, «Время колоть лёд»

Я брала эту книгу, чтобы больше узнать о благотворительности, о фонде «Подари жизнь», об участии в нём Чулпан Хаматовой. Но эта книга дала мне гораздо больше. Она оказалась настолько наполненной смыслами, что переварить это за один раз невозможно. Здесь я расскажу о том, что не касается фонда. Насколько это возможно, учитывая, как всё переплетено.

«Время колоть лёд» — уникальная по структуре и содержанию книга. Об этом в предисловии пишет и Людмила Улицкая. Здесь и диалоги, и дневниковые записки, и исторические хроники. Читается всё на одном дыхании, которое местами перехватывает от слёз.

Я начала читать книгу дома перед сном, но подобравшись к 15 главе, поняла, что мне этого мало, и решила брать в метро. Надо же было сделать это именно перед главой «Больница»... Каких же неимоверных усилий стоило подавлять в вагоне подступающие слёзы. Несколько раз я закрывала книгу и просто переводила дух. В горле уже что-то ныло.

Фотографии из книги "Время колоть лёд" , период съёмок в Ледниковом периоде
Фотографии из книги "Время колоть лёд" , период съёмок в Ледниковом периоде

Но не стоит думать, что книга рассказывает только жалостливые истории о больных детях и смерти. Совсем наоборот. Книга о жизни. О жизни во всех её многообразных проявлениях. О семейных ценностях, настоящей дружбе, любви и предательстве. Ещё это исторический срез о перестройке, 90-х, нулевых и десятых, о веяниях свободы и их подавлении, о творческой жизни, развитии журналистики, кинематографа и театра.

Книга заставляла меня не только плакать, но и улыбаться. Даже смеяться вслух! Это случается редко, но история о том, как Чулпан звонила Алисе Бруновне Фрейндлих, всё-таки меня расколола)

Мои 90-ые — это тёплые воспоминания о детстве. По понедельникам «хочешь, не хочешь» чудо открывало дверь, а «вечером в среду после обеда» звали джунгли. Беззаботное время. Я даже не представляла, как в это же время менялась журналистика при участии того же Владислава Листьева — создателя любимого «Звёздного часа». Интересно читать, чем было это время для людей постарше, которые ощущали на себе этот ветер перемен.

Ещё один важный для меня смысловой пласт книги — это политика. А точнее то, как часто и плотно она вплетается в нашу жизнь. Очередной звоночек к тому, что нельзя просто закрывать глаза и уши. Нужно понимать, что происходит, мониторить новости, узнавать разные точки зрения и формировать свою. Аполитичным быть просто, но в какой-то момент это может сыграть злую шутку. Как говорит в своей лекции о «Гарри Поттере» Дмитрий Быков: упрощение — путь зла. Пора переходить на светлую сторону)

Интересно было читать о журналистской карьере Катерины. Тема довольно близкая — всё-таки у меня диплом факультета журналистики, хоть и другая специальность. Мы изучали историю СМИ, но всё было как будто оторвано от реальности. Катерина же рассказывает, как попала в профессию, как ещё на заре карьеры в 13 лет общалась с ростовскими бандитами, потом поехала покорять Москву и шокировала Парфёнова туфлями «прощай молодость» и ростовским говором. Интеллигентный журналист не выдержал и своей эмоциональной речью стимулировал её вернуться в Ростов и научиться говорить заново.

Фотографии из книги "Время колоть лёд"
Фотографии из книги "Время колоть лёд"

О журналистике говорят много. Чулпан рассказывает о своём непростом опыте, который вынуждал её с новорождённой дочерью заходить домой с чёрного хода и как-то даже довёл до суда. Подруги рассуждают о переменах в профессии после трагедии Беслана, об этике и о том, почему талантливые журналисты сейчас не хотят (и в большинстве случаев не могут) работать на телевидение.

Чулпан делится историями о театре и кино. На момент написания книги народная артистка РФ всё ещё не получила диплом. Виной тому — драная юбка, которую на втором или третьем курсе она не вернула в костюмерный цех. За казённый реквизит начислили штраф, а костюмы, сшитые для спектаклей своими силами и за свой счёт, никто в расчёт не взял. Уже после публикации Чулпан всё же забрала диплом и поделилась фотографией в Instagram. Видимо, кто-то из ректората прочитал книгу)

Истории о продолжительных и насыщенных событиями съемках «Лунного папы» стимулировали посмотреть фильм. Очень необычный и неоднозначный. И комедия, и трагедия, и абсурдность бытия — всё есть. В финале даже нотки магического реализма «Ста лет одиночества» Маркеса.

Фотографии из книги "Время колоть лёд"
Фотографии из книги "Время колоть лёд"

Рассказывать о книге можно много, но лучше авторов мне это точно сделать не удастся, поэтому если интересно — берите книгу и начинайте колоть лёд. Весна. Самое время.

Из личного архива: Санкт-Петербург, март 2020
Из личного архива: Санкт-Петербург, март 2020
Вторая часть отзыва:
=>>
«Время колоть лёд»: благотворительность без прикрас