Найти в Дзене
Бесполезные ископаемые

Статус Кво: блеск и новизна манекенов

Что скрывает название, знакомое миллионам? Совсем немного, но каждая из этих мелочей представляет собою бесполезное ископаемое высшей пробы. Начнем с отдаленного. Когда возраст «старой группы» не превышал десяти-пятнадцати лет, в разговорах о ней преобладали «факты», а не эмоции. Как кого зовут, кто и на чем играет и т.д. Отношение к музыке подразделялось на три этапа – восторг от ранних альбомов, всё чаще открываемых задним числом; упоение успехами среднего периода, когда в жизни самого слушателя «всё идет по плану»; и, наконец, разочарование в себе и своих кумирах, которые играют «что-то не то». Разочарование без отторжения. В общем – кризис чувства. Все эти состояния и ощущения теряют смысл, когда мы возвращаемся к материалу полувековой давности. Причем, материалу переходного периода, не гарантирующего сенсаций и прорывов в ближайшем будущем. Именно таким является Piledriver – пятая пластинка квартета Status Quo. Объективная информация об этом диске заняла бы полстранички, включа

Что скрывает название, знакомое миллионам? Совсем немного, но каждая из этих мелочей представляет собою бесполезное ископаемое высшей пробы.

Начнем с отдаленного. Когда возраст «старой группы» не превышал десяти-пятнадцати лет, в разговорах о ней преобладали «факты», а не эмоции. Как кого зовут, кто и на чем играет и т.д.

Отношение к музыке подразделялось на три этапа – восторг от ранних альбомов, всё чаще открываемых задним числом; упоение успехами среднего периода, когда в жизни самого слушателя «всё идет по плану»; и, наконец, разочарование в себе и своих кумирах, которые играют «что-то не то». Разочарование без отторжения. В общем – кризис чувства.

Все эти состояния и ощущения теряют смысл, когда мы возвращаемся к материалу полувековой давности. Причем, материалу переходного периода, не гарантирующего сенсаций и прорывов в ближайшем будущем.

Именно таким является Piledriver – пятая пластинка квартета Status Quo. Объективная информация об этом диске заняла бы полстранички, включая сдержанные отзывы тогдашних рецензентов, но нас интересуют впечатления, искаженные временем, легенды и мифы, которыми стесняются поделиться свидетели той эпохи. Потому что рецензии пишутся по шаблону, а заблуждения рождаются в голове свободного человека.

Латинский термин стал популярен в СССР намного раньше английской группы, благодаря хрестоматийной реплике Остапа Бендера.

«Шура, голубчик, восстановите, пожалуйста, статус-кво.

Балаганов не понял, что означает «статус-кво». Но ориентировался на интонацию, с какой эти слова были произнесены: гадливо улыбаясь, он принял Паниковского под мышки, вынес из машины и посадил на дорогу».

Статус-кво у каждого свое. Наше выглядит примерно так.

Piledriver стал первым диском на лейбле Vertigo, связанном в первую очередь со столпами хард-рока – Black Sabbath. Самая динамичная пьеса на пластинке имеет определенное сходство с манерой Саббата.

Название «Сваезабойщик» намекало на тяжелый стиль, но музыка представляла собою прежнюю абсурдную смесь блюзовых квадратов и баббл-гам.

Группе удалось в первозданном виде сохранить подростковое звучание голосов, освоенное в шестидесятые. Для ностальгирующей публики это было очевидным плюсом, но на дворе была эпоха Иэна Гиллана и Нодди Холдера. Пение Status Quo напоминало «Самоцветов» на английском.

Обложка, в отличие от предыдущих, показывала группу в продуманном имидже – длинные волосы, расклешенные джинсы и синхронная хореография, позволяющая копировать позу гитариста даже по статичному фотоснимку.

От группового портрета веяло неимоверным «забоем» в духе Geordie, но внутри конверта было совсем не то.

А именно – разочарование, как умышленно спровоцированный результат. Триффиды в джинсах позировали одно, а исполняли совсем другое. И  в этой нестыковке, весьма болезненной для потратившего деньги человека, таилось нечто третье, и оно требовало осмысления.

Обычно сдержанные, «пассивные» группы кажутся ослабленным эхом более агрессивных коллег, но в данном случае происходит обратное – тени Status Quo маячат за спинами любителей демонстрировать мощь до упора. Не будем всуе произносить имена уважаемых людей.

Status Quo навязывали себя по принципу «стерпится-слюбится» – и смогли добиться всемирной популярности благодаря этой спорной стратегии.

Одним из ранних названий группы было The Spectres, то есть – «призраки».

Сквозь монотонный вокал и схематичные соло просматривается потусторонняя реальность, чьи обитатели не любят себя показывать даже тому, кто уверовал в их существование.

Статус-кво – это фильтр, мембрана и окно в параллельный мир, созерцание которого обостряет однообразная, ритуальная по сути, музыка этой группы, точно сознающей свою миссию.

Мы не господа положения, но по положению мы все господа – произносит, симулируя бред, советский разведчик в картине «Мертвый сезон».

Сезон моды на одну из самых немодных и однообразных по стилю групп растянулся на полвека.

Green Tamburine написал этнический албанец Пол Лека, автор бессмертной Na Na Hey Hey. Культовый статус этого коллектива обеспечивает почти шизоидная двойственность стиля – с одной стороны безмятежный «баббл-гам» и sunshine pop, с другой – провалы в мрачнейшую психоделическую бездну. Обычно в самом конце программы.

Среди треков «Сваезабойщика» можно найти нелинейные отголоски раннего Пинк Флойда и I Wanna Be Your Dog. Диапазон влияния Velvet Underground и Stooges на самые неожиданные сферы поп-музыки не поддается учету.

Само водянистое и оголенное звучание пластинки, спродюсированной музыкантами самостоятельно, парадоксально соответствует третьему альбому VU. Впрочем, и два предыдущих диска, которые готовил к выпуску ветеран-шестидесятник Джон Шродер, местами имеют едва заметный налет «Вельвета».

Нарочито «жлобский» облик усачей в джинсах в данном случае – оправданная и необходимая маскировка. Выбор фиксированного имиджа совпал с джинсовым бумом внутри СССР. Улицы городов и райцентров заполонила пышноусая синева контрабандного коттона.

Тот, кто реагировал на Status Quo сугубо «по одежке», оставался почти ни с чем. В некоторых ситуациях всё зависит от способности трансформировать разочарование в открытие. От готовности к беспощадной переоценке.

Один из старинных поклонников признавался, что может подолгу медитировать над непонятным словом Gerdundula, выдумывая внешность существа с таким именем. Правда, потом он стал открещиваться от этой привычки. Слово до сих пор не расшифровано. Дерзайте.

Piledriver, а вместе с ним и очередной виток превращений Status Quo, замыкает кавер-версия Roadhouse Blues.

По-моему, они были в числе первых, кто взялся исполнять тяжелые вещи The Doors. Лирическая Light My Fire просилась на эстраду изначально. Возможно, выбор песни обусловлен гибелью Моррисона, возможно и нет. Roadhouse напоминает бесконечные буги Canned Heat. Именно эта формула станет платформой многолетнего успеха Status Quo.  Только это будет бесстрастное буги заводных кукол, лишенное негроидного «бардака», стерильное, как опрятный рок-н-ролл Пэта Буна.

В составе Canned Heat нашим англичанам близок не хриплый shouter Боб Хайт, а отстраненный Эл Уилсон – один из любопытнейших голосовых примитивистов, чью самобытность заглушают более шумные голоса.

Будет неизлишним отметить, что вступление On The Road Again в онирическом пространстве перезванивается с Pictures of Matchstick Men. Не в буквальном, естественно, смысле.

Стержнем и веретеном раскрученного направления почти всегда оказывается одна конкретная вещь – не самая яркая в репертуаре её первых исполнителей..

Мне кажется, для Status Quo это будет скупая и четкая Hear Me Callin группы Ten Years After, чей минимализм моментально оценили Slade.

Теплохладный Junior’s Wailing в исполнении Status Quo звучит как Hear Me Calling, в равной мере сбивая с толку и наблюдательных и впечатлительных.

Антиподами-современниками нашей группы, в плане изощренного примитива с двойным дном, я бы назвал первые два альбома UFO – слишком хаотичные для прямых параллелей. Хотя массовую известность UFO принесет Doctor, Doctor, весьма созвучный гимнастическим опусам «Статуса».

Начав с отдаленного, мы зашли чересчур далеко в поисках ассоциаций, интересных в наши дни разве что единицам. Обособленным, как последние жители некогда перенаселенной планеты.

Миссия Балаганова выполнена. Диск прослушан и прокомментирован.

Но вернемся к дальнейшему, как сказал когда-то Абрам Терц.

Следующим альбомом на новом лейбле окажется Hello! Отзвуки шестидесятых будут слышны в нем настолько свежо и отчетливо, что для консерваторов вроде меня  эта пластинка станет иконой, не менее чудотворной, чем Shake Some Action бескомпромиссных Flamin' Groovies.

Что ж – «хэлло» так хэлло.

👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы

-2

Telegram Дзен I «Бесполезные ископаемые» VК

-3

ДАЛЕЕ:

* Умберто Тоцци. Голос, зовущий ввысь
* Полосы и звезды Рика Дерринджера
* Дэн Хартман. Мелодист вертикального жеста
-4