Найти тему

Аутизм и речевые расстройства

Фото из интернета
Фото из интернета

Когда говорят, что ребенок аутист, мы понимаем, что у него так или иначе есть расстройство речи. Даже у хорошо говорящих и гениально излагающих свои мысли. Причем, у одного ребенка может быть только одно речевое расстройство. А может быть - несколько. И с каждым надо работать, и выстраивать приоритеты, что у нас сначала, а что - потом.

В идеале родители должны понимать, сколько речевых диагнозов у ребенка. Но не всегда можно поставить все диагнозы даже за первый год работы с логопедом. Речь моего ребенка - слоеный пирог. Чем глубже копаю, тем больше вопросов возникает.

Перечислю специфические расстройства речи при РАС (и примерный возраст, когда это уже считается расстройством):

- не понимает смысла коммуникации и не вступает в общение (актуально с 1 месяца);

- не умеет просить (актуально примерно примерно с 18 месяцев);

- не умеет отвечать на вопросы и поддерживать беседу (актуально с 18 месяцев месяцев);

- эхолалии (актуально с 2-х лет);

- аутостимуляции (выкрикивает слова просто так, много повторяет, мычит);

- говорит о себе в третьем или втором лице (актуально с 3-х лет);

- не понимает абстрактных понятий, эвфемизмов, фразеологизмов (актуально с 15 месяцев);

дополнено: - речь развита неплохо, но не задает вопросы или начинает задавать их поздно;

- имеет семантико-прагматическое расстройство речи (навык социального общения формируется примерно к школе).

О последнем расстройстве надо вам рассказать подробнее. При таком расстройстве речи ребенок может говорить, но не может продуктивно общаться.

Ребенок с таким расстройством:

- говорит слишком быстро для собеседника;

- не слушает собеседника;

- перебивает или, наоборот, пропускает свои реплики;

- теряет нить беседы;

- навязчиво крутит разговор вокруг одной и той же интересной ему темы;

- говорит на социально неприемлемые темы;

- пренебрегает элементарными правилами вежливости, например, говорит взрослому "ты".

Иногда семантико-прагматическое расстройство очень трудно диагностировать до школы. Оно маскируется другими речевыми проблемами. Кроме того, маленькие дети - бестактны по определению. И где та грань, что отделяет норму от не нормы? Аутизм от невоспитанности?

Например, пятилетний мальчик в садике завел со мной такой разговор:

- А ваш сын не умеет одеваться. (Я одевала ребенка после сада, т.к. мы опаздывали к логопеду).
- Зато ты уже большой и умеешь.
- А я скоро буду сдавать "Диаскин-тест"*.
- Молодец!
- А вы сдавали "Диаскин"?
- Нет, мой сын еще маленький.

В 5 лет так говорить нормально. А вот поведение 8-летней девочки из нашего двора вызывает сомнения. Думаю, что у нее есть аутичные черты, несмотря на общительность и жизнерадостность.

- Привет! (Девочка поздоровалась первой).
- Привет!
- Как тебя зовут?
(Представляю себя , прошу сына назвать свое имя).
- А твоя курточка кружится?
- Не знаю, наверное...
- Ну, покружись...

Неспецифические речевые расстройства (перечислю часто встречающиеся у детей с РАС):

- сенсорная алалия**, поражение мозга, когда нарушено понимание речи;

- моторная алалия (дисфазия), поражение мозга, когда нарушена способность управления речевым аппаратом;

- сенсо-моторная алалия, когда нарушены обе способности.

- дизартрия - иннервация речевого аппарата. Из-за нарушения подвижности неба, языка и губ речь ребенка не очень понятна.

- заикание;

- нарушение просодической стороны речи (тембр, темп, громкость).

Просодика - "подружка" сенсорной алалии. Голос ребенка: слишком "писклявый", недостаточно/избыточно громкий, ребенок слишком быстро/медленно говорит.

Ребенок не владеет интонацией, не ставит ударений, пауз. Его речь монотонная, похожа на механическое воспроизведение текста компьютерной программой.

Если речевых диагнозов у ребенка не один, а много, придется выбрать приоритеты, примерно так:

1. Ребенок должен понимать практический смыл коммуникации (работа с аутизмом).

2. Ребенок должен говорить (запуск речи).

3. Речь ребенка должна быть понятна (звуки, грамматика, просодика).

4. Ребенок должен говорить адекватным и социально приемлемым образом (работа с поведением, семантико-прагматическим расстройством).

В нашем случае направления такие:

Приоритетные (занимаемся каждый день, 30-60 мин.)

1. Понимание речи.

2. Активная речь. Поддержание диалога. Ответы на вопросы.

3. Грамматика, исправление ошибок с "я".

Вторичные

Постановка звуков ы, ш, ж, ц (занимаемся 15 мин. в день буквой "ш").

Прагматико-семантическое расстройство речи (работаем над ошибками общения по мере надобности).

Третья очередь (пока не занимаемся)

Аутостимуляции в речи (с аутостимуляциями бороться сложно, а в момент становления речи и не очень полезно).

Просодическое нарушение (нет вопросительных и восклицательных интонаций, логических ударений, иногда - недостаточная громкость).

*Тест на туберкулез.

** Я отношу сенсорную алалию к специфическому расстройствам при аутизме, но это мое мнение.