Предисловие: "нередко перерубавшие ружейные стволы".
Как уже говорилось ранее, основным источником большинства мифов о чудесных свойствах кавказских шашек следует считать Василия Александровича Потто (1836 - 1911) известнейшего военного историка, автора классического пятитомного (!) труда по истории Кавказской войны "Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях" и целого ряда других, менее известных любителям трудов (например, 11-ти томной "Истории 44-го Драгунского Нижегородского полка"). Именно в 4 выпуске IV тома его "Кавказской войны" и указано, что "с тех пор, как русские начали войну на Кавказе, стали приобретать известность черкесские шашки, удары которых, нередко перерубавшие ружейные стволы и даже рассекавшие панцири, приводили всех в изумление" (Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Т. IV, В. 4. 1889). Эта фраза широко распространилась в среде любителей длинноклинкового оружия в 90-е годы ХХ века и, будучи воспринята без должной верификации, стала практически аксиомой, об которую разбивались все попытки критического анализа.
Основание мифа: "по рассказу одного путешественника".
Следует отметить, что сам В. Потто в собственно Кавказской войне участия не принимал. В чине прапорщика в составе Новороссийского драгунского полка, дислоцировавшегося в Воронежской губернии, он принял участие только в Крымской войне и взятии Карса. То есть свой труд он писал, опираясь на доступные ему документы и рассказы, которые слышал от других людей в бытность свою на Кавказе. Частично он изложил их в статье "Несколько дней на Кубани. (Из путевых записок, веденных на Кавказе в 1853-1856 годах)", опубликованной в "Военном сборнике" в 1861 году. Именно в этой статье он не только приводит слова старого казака о шашках, которые "не то на бурках, на панцирях пробовать нужно", но и подтверждает их: "есть шашки, которые, действительно, перерубают панцырные кольца". Да и в "Кавказской войне", упоминая шашку с клинком "терс-маймун" (волчок), "который рубил гвоздь как сахар", он ссылается на рассказ "одного путешественника".
Как было на самом деле: "изрубили 15 ружейных стволов".
Изучение первоисточников по Кавказской войне позволило выявить, как представляется, вероятный источник слов В. Потто о шашках, способных перерубать ружейные стволы. В приказе Военного министра от 29 мая 1848 года можно прочитать следующее: "на Правом Фланге Кавказской Линии выслана была 11-го числа сего месяца из Ахмет-Горского укрепления команда, в числе 50-ти человек 3-го Кавказского Линейного Батальона, за дровами. Скрывавшаяся невдалеке партия горцев, около 400 человек, под предводительством Канамета Тлаготлукова, внезапно бросилась на эту команду в шашки, но была мужественно отражена. По первым выстрелам, воинский начальник укрепления, Штабс-Капитан Грушецкий, выслал на помощь 40 человек пехоты в 60 казаков Донского № 38-го полка, под начальством Есаула Семиколенова. Пехота смело ударила в штыки, казаки бросились в пики на встреченного по дороге сильного неприятеля. Горцы, усиливаясь людьми, стекавшимися из за реки Лабы, и раздраженные геройским мужеством команд, беспрестанно кидались в шашки, руками сорвали с нескольких ружей штыки, и шашками изрубили 15 ружейных стволов". То есть в приказе речь идет не о "перерубленных", а об "изрубленных" (т.е. иссеченных) стволах ружей, повреждение которых вполне могло превратиться в "перерубание" и уже в таком виде попасть в "Кавказскую войну" В. Потто.
Эпилог: "тот поймет, чего стоит этот удар".
Следует отметить, что повреждение ружейного ствола клинком не было чем-то из ряда вон выходящим. Несколько утрируя, любой сильный человек может, нанеся удар хорошо закаленным клинком, в той или иной степени повредить ствол огнестрельного оружия. Имеется и пример из боевой практики. Так, казачий офицер Л. Саянский, описывая бой 2-й Сводной казачьей дивизии с 5-й кавалерийской дивизией австро-венгерской армии 4 августа 1914 года, говорил: "И дай Бог всегда так рубить всякому, как рубнул, например, один венгерский гусар, разбивший у казака дульную накладку на винтовке и на ноготь вогнавший свой длинный и тяжелый палаш в сталь дула винтовки. Кто знает, что такое рубка, тот поймет, чего стоит этот удар" (Саянский Л. В. Три месяца в бою : дневник казачьего офицера. М. 1915). Учитывая ожесточенность рукопашных схваток, которой хорошо известна Кавказская война, можно предположить, что такие повреждения не были редкостью и на ней.
О корнях некоторых мифов о кавказских шашках можно прочитать здесь.
Как казаки рубились с венграми в 1914 году можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!