Приветствую, дорогой читатель и зритель! Про картину «Текст» не написал только ленивый. Фильм поднял нереальную волну хайпа для русского кинематографа в момент своего выхода, а в интернете до сих пор ведутся споры по поводу его значимости. Клим Шипенко пробует себя в разных ипостасях и на этот раз решил снять драму, основанную на сюжете книги, написанной Глуховским. Всё бы ничего, но это одна из тем для обсуждений и горячих споров, ведь "Книга лучше!". Я же хочу в своей рецензии отойти от привычного описания, а также дать Вам, читателям, какой-никакой новый экспириенс, ведь уже чуть ли не каждый первый встречный знает всю толику правды о данном произведении.
Каждый кадр из фильма, представленный в этой статье, относится к моим любимым сценам в картине. Расставлены они в порядке значимости, от меньшей к большей. То есть в конце рецензии будет самая любимая сцена. Я постараюсь вкратце описать все сильные стороны «Текста», а в конце немного расскажу про его слабые стороны. Это будет очень субъективное мнение, так что готовьте помидоры и тухлые яйца. Также немного разберём рецензии на «Текст» в интернете. Тут уже можно запастись тарой яиц и ведром помидоров. Ну, что-то затянулось моё вступление... Давайте начинать.
Сильная сторона №1. Атмосфера
Где-то Баста, а где-то Кино... Первые шаги после отсидки в тюрьме главного героя Ильи Горюнова сопровождаются красотами флоры местной аутентичной России. Это даёт разбег для следующего понимания картины - мы здесь не посмеяться собрались. Зрителя вгоняют в транс полуразрушенными домами и сохраняют этот ритм до конца картины. Ровно с этой сцены начинается драма о жизни и её проблемах. Но самая проблема-то в том, что зрителю хочется видеть это, ему интересно наблюдать за чужими ранами. Хотя мы сами, неровен тот час, оказываемся порой в подобных тисках. Но, зараза, наблюдать за этим всё равно интересно.
Сильная сторона №2. Музыкальное сопровождение
Последняя музыка в фильме провожает главного героя в дальний путь. Она непросто способна вызвать слезу у чувствительных лиц, но несёт в себе дикий антураж. Последние 5 минут картины сидишь у экрана и боишься глаза сомкнуть. Этот самый эффект дал именно саундтрек. Иван Бурляев и Дмитрий Носков сочинили чудо под названием "My life", которое вызывает нереальные пируэты эмоций в головах зрителей. Если сейчас в меня прилетит помидорка, то, извините, я закину её обратно в Вас. Фильм умеючи и играючи пользуются музыкой, воплощая чувства и эмоции под стать ситуации.
Сильная сторона №3. Актёрская игра
Как же накинулись на Петрова после этого фильма "Опять он!" или "Он везде одинаково играет! И тут также". Первое что хочется сделать - это найти щит, чтобы защищаться от Ваших тухлых яиц. Второе - оправдать Сашку. Надо понимать, что он не выдающийся актёр. Петров просто летит по волнам хайпа, пока есть предложения сниматься. А вот его роль в «Тексте» я могу смело назвать сильной. Почему? А всё просто - тут есть эмоции, начиная от радости и заканчивая грустью, есть умение понимать своего героя, переживать его чужую жизнь, есть желание попотеть ради того, чтобы сцена получилась эффектной, нет желания переигрывать ради шутки или поддержания своего амплуа. После фильма нет ощущения, что здесь снимался типичный нам Петров. Кроме Саши здесь очень хорошо отыграл Иван Янковский - очень убедительная роль мажора. В целом, можно отметить всех, но эти двое прямо-таки удивили.
Сильная сторона №4. Операторская игра и монтаж
Очень нетипичная ситуация для русского кино - фильм наполнен качественной операторской работой. Очень длинные сцены, снятые одним дублем, не дают времени на передышку. Зритель оказывается не просто в эпицентре событий, но и может прочувствовать героя, быть с ним рядом. Андрей Иванов, спасибо за проделанную работу, выглядит и чувствуется всё просто замечательно. Монтаж скрупулёзно собирает сцену за сценой, пытаясь не потерять хоть малейшую нить повествования, а также способствует передаче атмосферы. Например, повторение закадровой речи или чтение письма вслух устами Петрова, плавно переходящими в голос матери. Я могу назвать ещё тысячу причин, почему же здесь проделана уникальная и качественная работа. Но стоит ли? Главное прочувствовать это самому.
Сильная сторона №5. Уникальность
В отечественном кино полным-полно фильмов про жизнь с остросоциальным подтекстом. О картинах Балабанова и Быкова давно слагают легенды, не ставя им в пример никого. Не достойны, видите ли. И не важно, что Серебренников, Сайфуллаева, Лебединский, Говорухин, Тодоровский, Каримов, Шамиров тоже могут снимать качественные драмы. Но про них говорят много меньше, видите ли там нет острого подтекста. Когда же появляется «Текст» - его вбивают в плинтус, так как он не достаточно хорош. Негативные рецензии в основном ссылаются на «Дурака», заявляя, что фильм Быкова более приближен к реальности. Нормальных объяснений никто не даёт, почему это так. Заявлю громко и во весь голос - это два разных фильма как по подтексту, так и по концепции. Нельзя сравнивать вкусы яблока и чернозёма. «Текст» не несёт глубокий смысл и всестороннюю направленность. Он просто рассказывает судьбу человека, который поступает как человек. В нём есть гниль, засохшая под тяжестью случившихся бед, свойственная любому из нас. Сюжет здесь имеет оригинальный посыл в виде вынесения приговора человеческим судьбам путём набора текста. Сценарий с нотками современных реалий чувствуется на удивление свежо. Он не повторяет ни «Дурака», ни фильмов Балабанова. Хватит, остановитесь.
Сильная сторона №6. Экспозиция
Открывающую сцену я считаю неудачной по одной простой причине - Петров там явно переигрывает. Но всё, что происходит дальше, уверенными шагами вовлекает зрителя в водоворот сюжета. Нас отлично знакомят с персонажами, с их характерами, а также с их тараканами. Многие пишут, что экспозиция не случилась, мол, скучные герои и рваное повествование в начале. Ну, Петров не играет здесь орущую дамочку - это да, привыкайте уж. А что не так с повествованием? Вы не поняли как у Ильи Горюнова 7 лет пролетели? Ещё пример из одной рецензии:
«Я конечно не большой знаток, но мне сильно резануло слух, когда главный герой фильма, выходя из тюрьмы, отсидев аж семь лет, говорит 'спасибо' своим сокамерникам. После этого остальные ляпы фильма становятся не так заметны и даже забавны.»
Соглашусь, очень неправдоподобно показано. Но какая разница, что он сказал в сцене в тюрьме, если этот фильм совсем не про неё? Хочешь посмотреть на правдивое кино о заключенных? Включи «Зону», например. Там очень много тюремного сленга и понятий.
Сильная сторона №7. Развитие
С большинством рецензий я соглашусь. Есть один маленький нюанс, который немного портит общую картину - постельная сцена с Асмус и Янковским. Она не даёт сюжету ровным счётом ничего и создана лишь для рекламной кампании. Но в остальном же всё отлично. Зрителя всё такими же уверенными шагами ведут по злым путям, с которыми приходится сталкиваться Илье. Но и тут нашлись некоторые рецензисты, которые отличаются своим новаторством:
«Никакого глубокого смысла не усмотрела. В наши дни восхищаться злободневность и реалиями - так любая чернушка про это. И фильм этот такой же. Неприятно смотреть на половые органы Асмус. Современное телевидение теперь в каждый фильм пихает подобные сюжеты, видимо больше зрителя ничем привлечь не может. Талантов нынче нет. Без Петрова фильм бы совсем был никакой-он гениальный актёр и только на нем все держится. Сплошные маты. В общем, кто хочет посмотреть порно, Гляньте, а так - ни о чем...»
Я думаю, что с этим кандидатом итак всё ясно. Скажу лишь одно - даже если вглядываться, то их не заметишь.
Сильная сторона №8. Эпилог
Концовка берёт в основном за счёт музыки и драмы. Здесь нет внезапного твиста или заигрываний со зрителем. Всё честно - история заканчивается, оставляя нас в вакууме со своими эмоциями. Фильм не оставляет загадок после финала, как это любят делать многие киноделы. Кому-то данное придётся по душе, а кому-то нет. Лично у меня после эпилога осталось приятное послевкусие. Давайте же спросим, что думает интернет:
«Я сказала бы, псевдо глубокомысленное. Есть некая событийность, изложение реалий и так называемые страдания. Осмысления - нет... ...Ну и финал - беспомощен. Что хотели показать - тайна, покрытая мраком...»
Осмысление зависит исключительно от мировоззрения и от понимания концепта произведения. У кого-то смысл лежит на поверхности, а кому-то приходится за ним тянуться в глубины сюжета. У каждого этот процесс свой. Но что значит "финал беспомощен"? Это как? Концовка, которая расставляет все "точки над И". Какая там может быть тайна? Повторюсь, всё лежит на поверхности...
Сильная сторона №9. Мат
Мат... Много мата... И это огромное достоинство «Текста». Что-о? Да, именно так. Употребляется он здесь не абы как, а к месту. Мат пробивает стену между зрителем и кино, создавая определённый эффект натуральности происходящего. Ты будто не фильм смотришь, а жизнь. Он умело вставлен в речи и используется по назначению. Ввиду этого диалоги становятся реальными, а происходящее на экране ощущается пальцами. Думаю, что хватит спрашивать мнение специалистов по данному вопросу. Просто перейдём к вердикту.
Вердикт
Я не слишком Вас удивлю, если скажу, что «Текст» мне зашёл. Картина не без греха, конечно, но куда без них. К слабым сторонам ленты можно отнести визуальный ряд, а также звук, так как порой речь Петрова очень сложно расслышать. И да, бесполезная и чернушная сцена с Асмус туда же, в копилку. В остальном же кино удалось. Но понравится оно может лишь в том случае, если Вы готовы его прочувствовать. А я всё же порекомендую его всем тем, кому исполнилось 18+. От меня «Текст» получает 9 баллов из 10. Один из лучших фильмов 2019 года. Докидывайте Ваши помидоры из ведра и давайте прощаться...
Карта канала «Кинотаурус»
Всем спасибо за прочтение, смотрите только качественные фильмы ㋛