3-х дюймовая пушка Лендера на полубронированном шасси Руссо-Балт тип Т 40/60
Страна: Россия
Год производства: 1915
Количество: 4
Производитель: Путиловский завод
Шасси: Руссо-Балт тип Т 40/60
Экипаж: 6
Вооружение: 3-х дюймовая противоаэропланная пушка Лендера (Тарновского—Лендера)
Бронирование: 4-6 мм
Боевая масса 8,5 тонн
Двигатель 60 л.с.
Где увидеть:
Санкт-Петербург. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Пушка Лендера обр 1915.
Рисунки и фотографии первого российского бронированного грузового шасси с зенитной установкой стали "нашим всем" в моторизации Первой мировой войны на долгие годы. Сложно объяснить причины, почему, этому относительно небольшому проекту, уделялось столько места в советской, а потом и ранней российской историографии, и при этом почти не рассказывалось не о бронеавтомобилях на шасси Руссо-Балтов, пушечных Гарфордах или например броневиках Мгеброва. Пальму первенства с Зенитным Руссо-Балтом по упоминаниям может делить только "первый бронеавтомобиль Накашидзе". И если "бронеавтомобиль Накашидзе" можно поставить на одну полку с "самолетом" Можайского и "танком" Пороховщикова, то Противоаэропланные пушки Лендера-Тарновского производились и оказали заметное влияние на тактику противовоздушной обороны.
В разработанном капитаном Тарковским проекте в 1913 году 76-мм сначала противоаэростатной, а затем противоаэропланной, пушки сразу предлагалась её установка на шасси грузовика. Надо отдать должное Тарновскому, рассматривая боевое применения, он сразу отказался от идей с преследованием летающих объектов, чем долго болели остальные европейские страны, и высокой проходимости по всем типам местности. Базовая идея включала в себя пушку, размещенную в кузове желательно 5-ти тонного грузовика, который при стрельбе опирался на откидные лапы. Выбор шасси был не маловажен, и для первых машин было выбрано шасси российского производства, выпускаемое на рижском Русско-Балтийском заводе, воплощая идею военных о импортонезависимости. Все, что выпускалось для гражданского сектора, не полностью удовлетворяло военных, им было нужно транспортное средство более мощное, чем уже выпускалось заводом. Первой ласточкой стал специальный тягач для Главного артиллерийского управления с мощной лебедкой и стальными колесами для перетягивания мишеней. В том же году на IV выставке в Санкт-Петербурге в 1913 году показали уже бортовой грузовик с тем же двигателем- «Руссо-Балт Т 40/60» - Русско-Балтiйскiй Т (Тяжеловоз). На автомобиле устанавливали 4-цилиндровый нижнеклапанный двигатель мощностъю 60 л.с. с рабочим объемом 7235 см3, а в 1914 году увеличенным до 7850 см3. Смазка автоматическая под давлением производилась двумя поршневыми насосами, из которых один подавал масло к трущимся частям двигателя, а другой в картер.
Проект грузовика для размещения пушки прорабатывался одновременно с самой пушкой на Путиловском заводе совместно с рижанами, и шасси на вооружение и бронирование поступали уже подготовленными. Одновременно с разработкой мобильной зенитки Путиловский завод работал над проектом пушечного броневика на шасси Гарфорда. Рассматривая различные возможности именно на заводе предложили бронировать кабины и моторные отсеки для предохранения водителей и шасси от винтовочного огня и шрапнели. Пушки производились здесь же на Путиловском.
3-х дюймовая противоаэропланная пушка Лендера (Тарновского—Лендера)
Тип: зенитная пушка
Калибр, мм: 76,2
Вес в боевом положении, кг: 1300
Длина ствола, калибров: 30,5
Скорострельность, выстр/мин: 15–20
Начальная скорость снаряда, м/с: 588
Дальность стрельбы по вертикали, м: 6900
Дальность стрельбы по горизонтали, м: 8500
Годы выпуска: 1915-1934
Выпущено 1074
3-х дюймовая противоаэропланная пушка Лендера (Тарновского—Лендера) стала первым в России специальное орудием для задач ПВО. Пушка, изначально разрабатывавшаяся как зенитная, показала себя как универсальное орудие, готовое для поражения как воздушных, так и наземных и надводных целей. В 1908 году в офицер Артиллерийской школы Василий Тарновский, предложил идею и разработал тактико-технические требования к зенитному орудию и рассмотрел возможность его установки на автомобильное шасси. В 1913 году, когда Российская армия активно экспериментировала с самолетами и их возможным использованием в военных целях, идею Тарновского наконец поддержали и выдали задание на Путиловский завод начать разработку системы под руководством заводского конструктора Франца Лендера. Тарновский, несмотря на отсутствие конструкторского опыта принимал в ее проектировании активное участие, хотя больше как практик, чем как разработчик. Это было первое орудие, оснащённое клиновым затвором с инерционной полуавтоматикой. Скорострельность фактическая 10 — 12 выстр./мин. Камора пушки была одинаковой с 3-х дюймовой пушкой обр 1902 года, что позволяло использовать все типы снарядов от полевой пушки. Снаряды весом 6,5 кг выстреливались с начальной скоростью 588 м/с с максимальной горизонтальной дальностью 8500 м, и вертикальной 6900 м. Только в конце 1914 было выпущены первые пушки, а в 1915-1916 годах было выпущено 38 пушек и 110 пушек в 1917. После Первой мировой войны пушка Лендера-Тарновского стала основной корабельной зенитной пушкой в Красном Флоте.
Всё дополнительное оборудование, оснастку, броневые листы изготовили непоросредственно на Путиловском заводе. Кроме бронирования моторного отсека и кабины, были усилены борта стальными листами, стальными кожухами были защищены передние рессоры, зарядные ящики размещены по немецкому типу спереди и сзади кузова и служили скамьями для расчета пущи. Экипаж из восьми человек – водитель, механик-помощник и артиллерийский расчет их 6-ти солдат. Зарядные ящики, расположенные непосредственно на моторных орудиях, вмещали по восемь лотков – по 32 выстрела в каждом ящике.
Для обеспечения устройчивости по бокам и в кормовой части машины установили мощные откидные опоры с поршневыми амортизаторами. При подготовке к стрельбе опоры откидывались, в лапы вбивались дополнительные сошники для крепления на земле. Для центрирования боевой установки боковые опоры снабжалась двумя длинными тросами с талрепами, служившими для регулирования натяжения тросов и выравнивание машины. Продольные нагрузки принимала задняя опора. Особенности шасси с большой колесной базой не позволили установить тумбу по "немецки" над задней осью, но мощные опоры обеспечивали отличную устойчивость.
Тумбовая установка, построенная Путиловским заводом, с орудием крепилась к платформе десятью массивными болтами. На развёртывание орудия из походного положения в боевое обученному расчёту полагалось до пяти минут. Для этого опускались все опоры, боковые натягивались распорными тягами, забивались клинья в грунт, снимались лотки со снарядами, откидывались на подпорки на 90° борта машины, обеспечивая вместе с полом кузова просторную орудийную платформу.
5 марта 1915 года 4-ре первые полубронированные автомобиля «Руссо-Балт Т 40/60» с установленными на них зенитными орудиями и четыре амуниционные машины «Руссо-Балт М11» прибыли из Петрограда в Царское Село. Была сформирована 1-я Отдельная батарея для стрельбы по воздушным целям. Как и в случае с 1-й автопулеметной бригадой "автор проекта" капитан Василий Тарновский стал и ее командиром. В штат батареи входили 4-орудия на бронированном шасси Руссо-Балт тип Т, четыре автомобиля зарядных ящика Руссо-Балт тип М11, 3 легковых автомобиля для офицеров и команды связи, 4 мотоцикла для разведчиков, 1 автомобиль — кухня. Это было одним из первых полностью моторизованным подразделений в российской армии. 25 марта батарея была отправлена на Северо-западный фронт под Варшаву, в первых боях информации о сбитых самолетах не было, но батарея неоднократно вела заградительную стрельбу и свою задачу по недопущению разведки и бомбардировки обороны выполняла.
В мае 1915 годы самая сильная зенитная часть Российской Армии - автомобильная батарея была переданы для обороны аэродрома главной ударной силы этой армии - Эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» (РБВЗ С-22 «Илья Муромец»), аэродром которой находился в Пултуске. Там же 30 мая впервые в российской истории самолет противника был сбит самоходным зенитным орудием. Отступая вместе с эскадрой Муромцев часть перебазировалась сначала в Белосток, потом в Лиду, и в сентября получила новую задачу - прикрывать Минск от налетов германской авиации, чем успешно и занималась следующие 5 месяцев, в том числе и отражая массированные налеты. При обороне Минска капитаном Тарновским была окончательно сформулирована задача артиллерии ПВО, которая заключалась именно в недопущении действий авиации, а не в поражении самолетов противников и ее эффективность необходимо измерять не в количестве сбитых самолетов, а в минимизации ущерба от действий вражеской авиации. Весной 1916 года батарею перебросили в крепость Двинск (современный Даугаупилс), где она и провоевала до конца 1917 года, оставаясь одним из самых боеспособных подразделений русской армии и став фактически полевой школой для русской ПВО.
Первые российские автомобильные зенитки на шасси Руссо-Балта с пушками Лендера несмотря на то, что были первым блином, получились очень удачными. Доработанное шасси от грузовой модели Т выдержало всю войну, двигатель показал свою надежность, артиллерийская часть так же не вызывала вопросов. По опыту первой батареи было принято решение не бронировать кабину и моторный отсек, так как за год эксплуатации не было реальных атак со стороны противника российских зениток, в основном они занимались обороной стратегических объектов глубоко в тылу. Следующие 8 машин уже были построены по другому проекту, хотя и очень близкому.
Оригинальная сохранившаяся пушка Лендера на тумбовом основании хранится в музее Артиллерии в Санкт-Петербурге.
Модель пушки в музее ПВО в поселке Заря около Москвы.
Источник:
Станислав Кирилец: Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой "войны моторов", Эксмо. 2018
Станислав Кирилец: Русско-Балтiйскiй Т