Найти в Дзене
Люблю читать, люблю писать

Задание 11 на ЕГЭ по русскому языку: гласные в суффиксах глаголов (теория, примеры, инфинитивы для обязательного запоминания)

Фото из личного архива автора. Для красоты и хорошего настроения.
Фото из личного архива автора. Для красоты и хорошего настроения.

Война войной, а обед ЕГЭ по расписанию (надеюсь, хотя бы основная волна по расписанию). Сами-знаете-что вносит коррективы в наши планы, но подготовка к экзаменам - это то, что остаётся неизменным при любых обстоятельствах.

Продолжаем разбирать теорию, необходимую для выполнения 11 задания. Сегодня на повестке дня - правописание гласных в суффиксах глаголов.

-ОВА-(-ЕВА-) или -ЫВА-(-ИВА-)?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо поставить глагол в форму 1 лица ед.числа. Например,

я (что делаю?) подглядЫваю, опаздЫваю, настаИваю

Если в указанной форме глагол оканчивается на безударные -Ываю (-Иваю), то в неопределённой форме сохраняются буквы Ы/И:

подглядЫвать, опаздЫвать, настаИвать

Если в 1 лице ед.числе отсутствуют Ы/И, то в инфинитиве их тоже не будет

я (что делаю?) командую, заведую

значит, командОвать, заведОвать.

Отдельно необходимо остановиться на глаголах с ударным суффиксом -ВА-. Как определить, какую гласную писать перед ним, например, в глаголах одол...вать, выбр...вать? Пробуем убрать суффикс -ВА-, остаётся одолЕть, выбрИть (брИть). Пишем перед -ВА ту же самую букву: одолЕвать, выбрИвать. Глаголы-исключения:

  • застрЕвать (хотя застрять)
  • затмЕвать (хотя затмить)
  • продлЕвать (хотя продлить)
  • растлЕвать (хотя растлить)
  • намерЕваться (хотя намериться)
  • а также недоумЕвать, обурЕвать, увещЕвать.

Иногда в 11 задании встречаются глаголы в неопределённой форме, суффиксы которых вызывают сомнения. Правописание инфинитивов не проверяется никакими правилами. Выход один - заучивать эти "коварные" глаголы.

на -ИТЬ:

клеИть, граничИть, нянчИть, мучИть, мерИть, строИть, утешИть, увеличИть, наскучИть, сосредоточИться, теплИться и редко употребляемые зиждИться, зыбИться

на -АТЬ:

ворочАть, ёрничАть, жаждАть

на -ЕТЬ:

выздоровЕть, опостылЕть, обезумЕть, опротивЕть, заплесневЕть

и самая распространённая группа, вызывающая сложности на -ЯТЬ:

сеЯть, веЯть, реЯть, лаЯть, блеЯть, таЯть, хаЯть, чаЯть, чуЯть, лелеЯть, затеЯть, кашлЯть, каЯться, маЯться, надеЯться.

Правописание перечисленных глаголов необходимо знать и для выполнения 12 задания, где по инфинитиву мы определяем спряжение глагола, а затем гласную в окончании глаголов и в суффиксах причастий. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Другие материалы для подготовки к 11 заданию содержатся в статьях:

Задание 11: в чём его сложность?

Е/И в суффиксах существительных

С теорией, необходимой для выполнения задания 26, можно ознакомиться, прочитав статьи:

Просто о сложном: поговорим о средствах выразительности

Тропы, их виды

Как перестать бояться слов "парцелляция" и "оксюморон"

Подготовка к 9 заданию (безударные гласные в корне):

Задание ЕГЭ на безударные гласные: в чём его сложность?

Корни с чередующимися гласными: вся теория с примерами, исключениями и, главное, с корнями-омонимами

Подготовка к заданию 27 (сочинение):

Учимся писать сочинение в формате ЕГЭ: план, количество абзацев

Учимся формулировать проблему двумя способами

Учимся писать комментарий

Смысловая связь между примерами

Как сформулировать позицию автора?

Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

Откуда ноги растут у формулировки "автор ставит проблему" и является ли она единственно верной?

Также можете ознакомиться с вариантами сочинений:

сочинение по тексту Захара Прилепина о новогодних подарках

сочинение по тексту В.Драгунского "Он упал на траву" (про лопаты)

сочинение по тексту С.Мизерова о мечте стать лётчиком

сочинение по тексту В.Дудинцева "Встреча с берёзой"

сочинение по тексту Ю.Нагибина "Заброшенная дорога"

О текстах, доставшихся одиннадцатиклассникам на экзамене в прошлом году, можно прочитать здесь.