Война войной, а обед ЕГЭ по расписанию (надеюсь, хотя бы основная волна по расписанию). Сами-знаете-что вносит коррективы в наши планы, но подготовка к экзаменам - это то, что остаётся неизменным при любых обстоятельствах.
Продолжаем разбирать теорию, необходимую для выполнения 11 задания. Сегодня на повестке дня - правописание гласных в суффиксах глаголов.
-ОВА-(-ЕВА-) или -ЫВА-(-ИВА-)?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо поставить глагол в форму 1 лица ед.числа. Например,
я (что делаю?) подглядЫваю, опаздЫваю, настаИваю
Если в указанной форме глагол оканчивается на безударные -Ываю (-Иваю), то в неопределённой форме сохраняются буквы Ы/И:
подглядЫвать, опаздЫвать, настаИвать
Если в 1 лице ед.числе отсутствуют Ы/И, то в инфинитиве их тоже не будет
я (что делаю?) командую, заведую
значит, командОвать, заведОвать.
Отдельно необходимо остановиться на глаголах с ударным суффиксом -ВА-. Как определить, какую гласную писать перед ним, например, в глаголах одол...вать, выбр...вать? Пробуем убрать суффикс -ВА-, остаётся одолЕть, выбрИть (брИть). Пишем перед -ВА ту же самую букву: одолЕвать, выбрИвать. Глаголы-исключения:
- застрЕвать (хотя застрять)
- затмЕвать (хотя затмить)
- продлЕвать (хотя продлить)
- растлЕвать (хотя растлить)
- намерЕваться (хотя намериться)
- а также недоумЕвать, обурЕвать, увещЕвать.
Иногда в 11 задании встречаются глаголы в неопределённой форме, суффиксы которых вызывают сомнения. Правописание инфинитивов не проверяется никакими правилами. Выход один - заучивать эти "коварные" глаголы.
на -ИТЬ:
клеИть, граничИть, нянчИть, мучИть, мерИть, строИть, утешИть, увеличИть, наскучИть, сосредоточИться, теплИться и редко употребляемые зиждИться, зыбИться
на -АТЬ:
ворочАть, ёрничАть, жаждАть
на -ЕТЬ:
выздоровЕть, опостылЕть, обезумЕть, опротивЕть, заплесневЕть
и самая распространённая группа, вызывающая сложности на -ЯТЬ:
сеЯть, веЯть, реЯть, лаЯть, блеЯть, таЯть, хаЯть, чаЯть, чуЯть, лелеЯть, затеЯть, кашлЯть, каЯться, маЯться, надеЯться.
Правописание перечисленных глаголов необходимо знать и для выполнения 12 задания, где по инфинитиву мы определяем спряжение глагола, а затем гласную в окончании глаголов и в суффиксах причастий. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Другие материалы для подготовки к 11 заданию содержатся в статьях:
Задание 11: в чём его сложность?
Е/И в суффиксах существительных
С теорией, необходимой для выполнения задания 26, можно ознакомиться, прочитав статьи:
Просто о сложном: поговорим о средствах выразительности
Тропы, их виды
Как перестать бояться слов "парцелляция" и "оксюморон"
Подготовка к 9 заданию (безударные гласные в корне):
Задание ЕГЭ на безударные гласные: в чём его сложность?
Корни с чередующимися гласными: вся теория с примерами, исключениями и, главное, с корнями-омонимами
Подготовка к заданию 27 (сочинение):
Учимся писать сочинение в формате ЕГЭ: план, количество абзацев
Учимся формулировать проблему двумя способами
Смысловая связь между примерами
Как сформулировать позицию автора?
Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку?
Откуда ноги растут у формулировки "автор ставит проблему" и является ли она единственно верной?
Также можете ознакомиться с вариантами сочинений:
сочинение по тексту Захара Прилепина о новогодних подарках
сочинение по тексту В.Драгунского "Он упал на траву" (про лопаты)
сочинение по тексту С.Мизерова о мечте стать лётчиком
сочинение по тексту В.Дудинцева "Встреча с берёзой"
сочинение по тексту Ю.Нагибина "Заброшенная дорога"
О текстах, доставшихся одиннадцатиклассникам на экзамене в прошлом году, можно прочитать здесь.