Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

«Я хочу остаться в вашей стране». Почему Рудольф Нуреев стал невозвращенцем?

Всё в творческой биографии Рудольфа Нуреева складывалось не благодаря, а вопреки. Мальчик из бедной многодетной семьи поступил в Ленинградское балетное училище, стал ведущим солистом легендарного Кировского театра оперы и балета, а после гастролей остался во Франции и достиг фантастического успеха на Западе.

В книге «Автобиография. Вместе с Нуреевым» представлены воспоминания французского балетмейстера Ролана Пети и сокращённая автобиография Рудольфа Нуреева. Предлагаем прочесть отрывок из этой книги, рассказывающий о том, как артист принял решение не возвращаться на родину:

Книга «Автобиография. Вместе с Нуреевым»
Книга «Автобиография. Вместе с Нуреевым»

«Того, что произошло 17 июня 1961 года не ожидал никто из артистов. Как известно, второй частью турне русской балетной труппы Кировского театра должны были стать гастроли в  Великобритании. В списке тех, кто летел выступать в Лондоне, фигурировали имя и фамилия Рудольфа Нуреева.

"Я вам больше скажу  — Нуреев должен был возглавлять эту поездку!  — рассказывала в  одном из телефильмов, посвящённых артисту, балерина Наталья Дудинская.  — На нём были партии в  “Спящей красавице”, “Баядерке” и  “Жизели”".

"Впервые выступать в Лондоне — это очень грело душу. В моей личной иерархии столиц я всегда ставил Лондон очень высоко  — между прочим выше Парижа», — писал артист.

Всю ночь перед отъездом он гулял по городу и веселился с французскими друзьями. Вернулся под утро и, насвистывая, начал собирать чемодан. Настроение было прекрасное, как и занявшийся за окном солнечный денёк. Ничто не предвещало дурного.

Позже, в одном из интервью Рудольф рассказал, что было дальше: "Когда мы приехали в аэропорт, мне вдруг сказали: для вас места в самолёте нет. Меня это удивило: для человека, принесшего столь громкий успех Кировскому театру, не нашлось места в  самолёте? Это могло означать только одно: взяли кого-то другого".

А вот что о тех событиях артист написал в "Автобиографии": "Когда труппа начала выходить, Константин Михайлович Сергеев подошёл ко мне и  сказал с улыбкой:

— Рудик, ты с  нами сейчас не поедешь. Ты присоединишься к нам в Лондоне через пару дней.

У меня упало сердце, а он продолжал:

— Мы только что получили телеграмму из Москвы о том, что ты должен танцевать завтра в Кремле. Сейчас мы оставляем тебя, а ты сядешь на “Ту”, который вылетает через два часа.

Я почувствовал, как кровь отхлынула от щек. Танцевать в Кремле? Правдоподобная байка! Я понял, что это последний ход в трехлетней кампании против меня.

Я слишком ясно видел, как всё это надвигалось. И прекрасно понимал своё положение, а  также последствия этого срочного вызова в Москву: никаких поездок заграницу впредь и навсегда отказ от положения первого танцовщика, которое мне предстояло получить через пару лет. Я буду обречен на полную безвестность. И тут я почувствовал, что, скорее, убью себя. Сергееву я сказал, что пойду и попрощаюсь с коллегами".

А вот как запомнила происшедшее в тот день балерина Алла Осипенко: "С нами был сопровождающий. Звали его Виталий Дмитриевич. Он всё подталкивал меня, приговаривая: “Иди, иди в самолёт”. Рудик плелся где-то в  хвосте. Помню, увидела, как Нуреев показывает мне пальцы, скрещённые в  виде решётки. Ничего не поняв, я спросила, в чём дело, и услышала:

— Я не лечу в Лондон.

Никогда не забуду тот момент, когда я  смотрела в иллюминатор, а по полю бежал к трапу Рудольф. Я не могу передать, как это было тяжело. Трап отталкивают, и он плавно отъезжает от самолёта вместе с Нуреевым".

А вот что рассказала организатор гастролей Ленинградского театра в Париже в 1961 году Жанин Ренге: "Я увидела, как Нуреев падает на землю, подбежала к нему:

— Что с вами? — закричала я.

— Со мной всё кончено, — ответил он и зарыдал".

"Я приехал проводить Рудольфа, который должен был лететь вместе с  труппой из Парижа в  Лондон. За полчаса до отлета самолета он узнал, что его отправляют в  Москву. Рудольф буквально позеленел: “Для меня все пропало. Меня отправят в захудалую провинциальную труппу, и  на этом моя карьера закончится.

"Помоги, помоги мне, я  хочу остаться! Он весь дрожал", — вспоминал французский артист балета, хореограф Пьер Лакотт. Ему сочувствовали: балерины плакали, мужчины, даже те, кого он не мог заподозрить в  теплых к себе чувствах, были взволнованы и убеждали возвращаться в Москву.

Книга «Автобиография. Вместе с Нуреевым»
Книга «Автобиография. Вместе с Нуреевым»

"Я понимал ситуацию лучше их. Я знал, что даже если все они поднимутся в мою защиту, это будет глас вопиющего в  пустыне. Минуты тянулись мучительно медленно: приближалось время, когда я должен буду подняться на борт самолета. Пренебречь приказом? Я знал, что наступил решающий момент. Иногда в жизни приходится принимать мгновенное решение  — едва ли не быстрее, чем успеешь подумать.

И вдруг я… увидел Клару! (Позже Пьер Лакотт расскажет журналистам, что Кларе Сен позвонил из аэропорта именно он. — Прим. авт). Я крикнул ей, что принял решение. Этого оказалось достаточно, чтобы она бросилась к двум полицейским, дежурившим в аэропорту, и  сказала им, что “внизу находится русский танцовщик, который хочет остаться во Франции”».

В книге «Автобиография. Вместе с Нуреевым» вы узнаете о жизни знаменитого танцовщика, о его отношениях с окружающими, а также о ключевых спектаклях в его жизни.
Книга в интернет-магазине: https://bit.ly/2xaV8CD

Издательство АСТ nonfiction в социальных сетях: Вконтакте, Инстаграм