В апреле 1866 года министром народного просвещения Российской империи становится Дмитрий Андреевич Толстой, обер-прокурор Синода. Этот человек весьма негативно относился к реформам, которые проводил до этого император Александр II.
Нужно помнить, что в апреле на Александра II совершает покушение Каракозов. Покушение провалилось, но сильно испугало императора. Возможно, именно поэтому на столь важный пост был поставлен консерватор, ставший одним из главных врагов просвещения.
Д.А. Толстой хотел создать образование, которое прежде всего было бы доступно аристократии. В пример он брал английское просвещение, которое как раз было аристократическим.
Правда, стоит провести некоторую черту, которая разграничивает российскую аристократию и английскую. Аристократы английские хоть и были весьма консервативны, но выступали за конституционные начала, в то время как российские пытались подавлять интересы народа, находясь под покровительством самодержавия.
Нужно понимать, что проводимые реформы не разрешали всех назревших конфликтов. Поскольку во многих сферах (например, в крестьянском вопросе) правительство оставалось на стороне верхушки общества, то среди широких масс населения это вызывало недовольство. Но если в начале правления Александра II еще оставались надежды на существенные изменения в жизни общества, улучшение жизни простого населения в лучшую сторону, то с 1866 года эти надежды начинают угасать.
Так, например, в 1864 году при прошлом и весьма добросовестном министре народного просвещения А.В. Головнине в уставе предусматривалось увеличение количества часов, которые должны были отводиться на изучение прежде всего истории и русского языка.
С приходом Д.А. Толстого все начинает меняться.
Прежде всего министр просвещения Толстой прислушивался к известному в те дни публицисту Каткову М.Н., который называл преподавание истории и русского языка «сущим злом». Обосновывал свои слова Катков тем, что эти предметы приучают учеников к бессмысленному, по его мнению, верхоглядству. А ведь именно история развивает в человеке самостоятельный образ мысли, столь опасный для власти в то время. Ведь каждый понимает исторические события по-своему и проводит собственные параллели с происходящим в его время.
Катков, на которого ориентировался министр просвещения Толстой, хотел создать такую систему образования, где учеников учили бы лишь усваивать знания, а не подвергать их анализу. В дальнейшем это легло в основу системы так называемого российского классицизма. Главными предметами при этой системе должны были быть иностранные (древние) языки – латинский и древнегреческий, а также математические науки. Делался расчет на то, что математика должна давать лишь точные знания.
Однако сразу же реализовать эту программу было непросто. Во-первых, не хватало учителей латинского и древнегреческого языков, а во-вторых, все население было против подобных реформ. Даже аристократия и та понимала, что такое образование не будет полноценным.
Толстой начал действовать хитро. Став министром, он тут же отправил запрос попечителям округов, вызнавая недостатки, имевшиеся в образовании на тот момент. Те сразу же нашли множество недочетов, желая выслужится перед новым министром. Это как бы развязало Толстому руки.
Проблему с учителями он принялся решать следующим образом: был открыт Филологический институт, а затем преобразован Нежинский лицей. Эти учебные заведения должны были подготовить специалистов по древним языкам. Д.А. Толстой также приглашает большое количество учителей из Австрии.
Нужно помнить, что в состав Австро-Венгерской империи входило много славянских земель. Филологов из славян было немало: им было довольно просто выучить русский язык и начать преподавать.
В 1871 году Толстой решил ввести новый устав, который должен был изменить среднее образование в Российской империи. По сути, этот устав вводил в России классическую систему, которая еще сохранялась в Англии и Пруссии, но там она доживала свои последние дни и отчаянно нуждалась в изменении.
Была создана комиссия, но поскольку среди ее членов было немало людей разумных, понимавших, что начатые в начале правления Александра II реформы необходимо продолжать, то этот проект нового устава был отклонен. Однако, к великой беде, этот проект понравился императору, который после покушения боялся, что свободомыслие, да и просто способность мыслить негативно повлияет на общество. И вот новый устав был принят.
Суть реформы среднего образования Толстого свелась к следующему. В классических гимназиях были введены латинский и греческий языки, при этом на их изучение отдавалась львиная часть времени. При изучении огромное внимание уделялось грамматике этих древних языков. Сильно сокращалось число часов отведенных на русский язык, географию и историю. В счет часов русского языка преподавался церковнославянский. Современные иностранные языки почти не изучались и были объявлены второстепенными предметами.
Кроме того, были уничтожены реальные гимназии, а на их месте появились реальные училища, в которых в основном занимались черчением. Хоть какое-то внимание уделялось математике, а все остальные предметы, такие как история, изучались на примитивном уровне.
Задачей среднего образования Российской империи в 70-е годы стала подготовка дисциплинированного и, желательно, не умеющего думать и анализировать человека.